Новости Грузии

«Грузия пытается построить стену вокруг Абхазии» | Взгляд из Сухуми

Автор: Мариана Котова, Сухуми


Под угрозой срыва спортивной карьеры в Америке в Абхазию не приехал известный боксер Хабиб Нурмагомедов. Грузинские дипломаты в очередной раз воспользовались своим влиянием и сорвали мастер-класс для детей, который Хабиб должен был провести в Сухуми 1 июня. Такова была версия де-факто властей Абхазии. Вскоре после этого на «Эхо Кавказа» вышла новость, где Нурмагомедов дал интервью, в котором рассказал, что и не собирался в Абхазию, а информация о его планах выдумка абхазских журналистов.

Где правда, а где ложь в Абхазии разбираться не стали, но вспомнили много подобных случаев, когда действия грузинских посольств в тех или иных странах срывали участие абхазских спортсменов, артистов и предпринимателей. Как рассказывает Кан Тания, посол по особым поручениям т.н. Министерства иностранных дел Абхазии, представители Торгово-промышленной палаты неоднократно сталкивались и сталкиваются с препятствиями, которые чинит им Грузия при участии в различных международных выставках.

«Власти Грузии пытаются выстроить стену вокруг Абхазии, но уже это не слишком им дается. Есть международные наблюдатели, даже в рамках тех же Женевских дискуссий, которые прекрасно видят ситуацию, и эти попытки Грузии изолировать нас, наоборот негативно влияют на нее, потому что представители международных организаций России, США и Европы задействованные в различных процессах на Южном Кавказе все понимают»,- говорит Кан Тания.

Ограничения в передвижении по миру

Только паспорт Грузии или нейтральный паспорт дает право жителям Абхазии передвигаться по миру для путешествий или для того чтобы получить образование, считают власти Грузии. Но на деле все выглядит совсем иначе. Как говорит Кан Тания, «жители республики» не спешат обзаводиться нейтральными паспортами, потому что таковыми они не являются.

«Эти паспорта выдает МВД Грузии и на территории Грузии, а это значит, что никакими нейтральными считаться они не могут. Это паспорта Грузии. Нам легче приобрести гражданство России и без каких-либо ограничений ими пользоваться», — говорит Кан Тания.

По его словам ситуация сама толкает абхазов, как говорится в объятия России. С Грузией мирный договор не подписан, а значит эта страна – противник, а Россия признала независимость республики, значит она стратегический партнер. Так значит логичнее пользоваться услугами друга, а не врага.

Ограничение в образовании

Что касается образования, то, по словам Анжелики, девушки, которая закончила годовой курс в одном из университетов Британии по программе Чивнинг, ограничений в получении возможности учиться в Лондоне в Абхазии нет. Образование позволило ей устроиться на работу в одну из международных организаций в Сухуми. Как рассказывает Анжелика, стать студенткой ей не составило особого труда. Единственное препятствие — это твоя подготовка к экзамену.

«Абхазия участвует в программе Чивнинг, как регион Южного Кавказа, не как часть Грузии, но, к сожалению и не как независимое государство. Образование должно быть отделено от политики, как, например, в Британии, где университеты независимы от политической конъюнктуры, и могут открыто анализировать и критиковать политические процессы в стране, я бы хотела, чтобы и у нас так было. Но и в этом плане и в процессе получения знаний мы, конечно отстаем. У нас учеба – это процесс заучивания, там – исследование».

Кан Тания также уверен, что при желании учиться в Европе, можно обойти все ограничения. Он сам обучался в Италии по программе Рондине. Каждые полтора года один из Абхазских студентов получает возможность получить диплом того или иного итальянского вуза.

«Уже не один молодой человек из Абхазии сумел получит профессию в Италии и успешно реализовывается дома, — говорит Кан Тания. – Также многие из моих друзей учились в Германии, Испании, США и других странах».

Изоляция в банковской сфере

Действительно почувствовать влияние международной политики на Абхазию можно в банковской сфере.

«У местных банков нет свифтов, а это сложности с международными переводами финансовых средств. Сложности с открытием корсчетов, переводом денег в долларах, нет доступа к международным кредитам и займам, чрезвычайно низкий кредитный рейтинг страны, невозможность выпуска абхазских карт на основе VIZA и Master Card»,- рассказывает председатель Нацбанка Абхазии Беслан Барателия.

Путем многолетних переговоров и совместной работы банкиров Абхазии и России удалось выпустить абхазскую карту АПРА с чипом российской платежной системы МИР, для того чтобы жители Абхазии могли пользоваться своими пластиковыми картами в России. Во многом именно поэтому в Абхазии более популярен оборот наличных денег, нежели безналичной расчет.
Закон об оккупированных территориях – один из механизмов изоляции.

Как говорит молодой дипломат Кан Тания, закон об оккупированных территориях действует только внутри Грузии, но ничего общего с реальностью не имеет, так у Абхазии нет ни одного признака оккупации: внешнего управления, комендантского часа, и других .

«Наши выборы могут послужить примером демократии для супер демократических держав»,- говорит Кан. — Но самое главное, что этот закон отдаляет нас от Грузии. Ее власти не понимают, как отталкивают нас. Никаких отношений у нас не может быть, пока они считают нас оккупированными».

По мнению Тания руководство Грузии выполняет заказ общества. Именно общество в Грузии не готово говорить с Абхазами на равных, и пока люди живущие в Грузии не поймут, что за больше чем четверть века они не продвинулись ни на шаг – ничего не изменится.

«Более того, международные организации нацеленные на урегулирование наших отношений видят, что от риторики Грузии ничего не меняется, и тогда может поменяться их подход», — считает Тания.

Плюсы изоляции

Но, как ни странно, предприимчивые молодые люди в Абхазии сумели извлечь и плюсы из того, что в Абхазию невозможно сделать заказ ни из одного интернет магазина. Абхазии просто нет на карте у популярных торговых сайтов, как OZON, WildBerris, iHEB, HM, ZARA и прочих.

В связи с этим здесь появился новый вид предпринимателей. Это люди, которые становятся посредниками при заказе на сайте, оформляют их в ближайшем пункте доставки в Сочи, а потом привозят посылки своим клиентам. Кто-то прямо домой, а кто-то организует свой пункт доставки уже в Сухуми.

Асида Малия стала таким предпринимателем случайно. Она сидя в декрете и не располагая большим количеством финансовых средств хотела обеспечить своим детям качественную одежду игрушки и другие товары обихода, поэтому часто делала заказы на популярном сайте. Затем стала помогать с заказами соседкам. И друг ей пришла мысль поставить это дело на коммерческие рельсы.

«Я стала брать с заказчиков небольшой процент за то что оформляют заказ и привожу товар, дело оказалось прибыльным и я увлеклась»,- рассказывает Асида. По ее словам она видит свою миссию в том, чтобы сделать доступнее то, что кажется недоступным.

«Изоляция Абхазии – это иллюзия, мы живем в глобальной деревне. Интернет объединяет всех нас хотим мы этого или нет. И если 20 лет назад нас можно было огородить физически или информационно, то сегодня этот купол становится все тоньше, и уже почти исчез», — рассуждает девушка об изоляции Абхазии.


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

«Грузия пытается построить стену вокруг Абхазии» | Взгляд из Сухуми

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.