Новости Грузии

Почему Цхинвали скрывает акты проверки аудиторов российского казначейства?

Автор: Мурат Гукемухов


Оппозиция в де-факто парламенте Южной Осетии требует поставить на голосование вопрос о доверии законодательному органу, из-за того, что тот отказывается предоставлять депутатам акты проверки аудиторов российского казначейства. Депутаты убеждены, что таким образом чиновники пытаются сохранить в тайне колоссальные растраты бюджетных средств.

Этим летом аудиторы российского казначейства проверили в Южной Осетии расходование бюджетных средств и штатное оформление сотрудников органов власти. По уверениям источников проверка была длительная и тщательная. Она касалась и защищенных статей бюджета и выполнения инвестиционных программ, в рамках которых строятся инфраструктурные объекты.

Аудиторы уехали в первой половине июля, оставив министру финансов внушительные по объему результаты проверки (несколько сотен страниц). В начале августа в Минфин из российского казначейства прислали акт проверки. Это менее объемный документ, примерно на 30-40 страницах, предназначенный для ознакомления руководством.

С этого момента и начал раскручиваться скандал, связанный с аудиторской проверкой.
По информации источников из т.н. дома правительства содержание документа привело де-факто президента Бибилова в ярость, он, устроил разнос министру финансов Азе Хабаловой, говорят, кричал на нее страшно. У дамы, разменявшей седьмой десяток, от подобного обращения случился нервный срыв, да такой силы, что ее пришлось госпитализировать.

С результатами проверки захотели ознакомиться и депутаты парламента. Представители оппозиционных партий «Ныхас», «Народной партии» и парламентского объединения «за справедливость» направили депутатские запросы в министерство финансов, министерство образования и лично премьер-министру Геннадию Бекоеву.

Министерства ответили отказом. Дескать, на документ наложен гриф «для служенного пользования» (читай — документ секретный) поэтому они не могут предоставить акты депутатам.
В своих отказах Минобразования и Минфин ссылались на постановление правительства от 31 марта 2015 года «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в органах исполнительной власти».

Депутат от «Народной партии» юрист Амиран Дьяконов называл этот ответ «верхом лицемерия».
По его мнению, они не могли не понимать, что нарушают конституционный закон «О статусе депутата», по котором депутат имеет доступ к секретной информации. Этот же закон, обязывает любое учреждение или орган власти предоставлять депутатам запрашиваемую информацию.
Что касается постановления, на которой ссылаются чиновники, то он запрещает накладывать гриф секретности на документы, относящиеся к расходованию бюджетных средств.

Оппозиция восприняла этот ответ как вызов. На сессии 18 августа депутаты заявили, что подобное отношение к их статусу со стороны чиновников неприемлемо, и призвали коллег из лояльных президенту фракций поддержать их инициативу – не выходить на каникулы до тех пор, пока не разберутся в этой истории.

За оппозицией нет большинства (14 из 34 голосов), но случилось так, что пропрезидентской части депутатского корпуса не хватило одного мандата, чтобы набрать необходимые для принятия решения 18 голосов и отправить парламентариев на каникулы.

Возможно, все сложилось бы иначе, но незадолго до голосования лояльный президенту вице-спикер Владимир Келехсаев покинул зал заседаний, не подозревая о готовящейся инициативе.
На следующей сессии 22 августа 14 оппозиционных депутатов выдвинули ультиматум правительству: или предоставляете акты в течение суток, или мы ставим на голосование вопрос о доверии правительству. На следующий день пришел ответ от Геннадия Бекоева.

Глава де-факто Кабмина сделал вид, что не понимает, о чем идет речь. Он переадресовал запрос аппарату т.н. правительства, а тот ответил депутатам, что к ним никаких актов не поступало.
Оппозиция больше не церемонилась, 14 депутатов направили спикеру т.н. парламента заявление о том, что намерены созвать внеочередную сессию и поставить вопрос о доверии правительству.
По регламенту для подобной инициативы достаточно и трети голосов, то есть 12 депутатов.
Спикер парламента и близкий друг президента Алан Тадтаев обязан был созвать внеочередную сессию в течение недели, но он явно не спешил выполнять требования регламента. Два года назад, когда депутаты ставили вопрос о доверии двум ключевым фигурам в команде Бибилова – министрам внутренних дел и юстиции, Алан Тадтаев умудрился в течение двух месяцев затягивать с созывом внеочередной сессии. В этот раз оппозиция пригрозила спикеру поставить вопрос о доверии ему самому, если он прибегнет к старым трюкам.

Сессия назначена на 1 сентября, хотя может и не состояться, например, из-за неявки депутатов от партии власти.

Это первый случай, когда исполнительная власть пытается засекретить акт российской проверки. И конечно, никто не сомневается, что это ноу-хау Анатолия Бибилова. В авторстве новации нет сомнений, потому что в условиях «президентской монархии» никто другой не мог принять такое решение.

Местная информационная помойка, анонимное издание «Чреба медиа», которые в народе называют неофициальной пресс-службой т.н. президента, попыталась оправдать в глазах избирателя режим секретности:

«Отчет касается двусторонних отношений в финансовой сфере и поэтому является секретным документом, на доступ к которому у депутатов нет никаких законных прав. Данные вопросы находятся в компетенции исполнительных органов РФ и РЮО. Если депутаты так хотят с ним ознакомиться, то они помимо правительства Южной Осетии должны получить согласие правительства Российской Федерации. Для этого по линии международных межпарламентских связей необходимо направить запрос в Государственную Думу и Совет Федерации…».
Оппозиция встретила это заявление гомерическим хохотом. По этой логике, заявили они, нужно засекретить и бюджет Южной Осетии -он ведь тоже является результатом «двусторонних отношений в финансовой сфере».

Депутаты убеждены, что единственная причина, по которой от них скрывают акты проверки — это колоссальный объемы хищений, совершенный командой Бибилова.

Очевидно, масштабы коррупции таковы, что их просто нельзя показывать обществу. И уж тем более, нельзя допускать таких разоблачений перед президентскими выборами, до которых осталось меньше 8 месяцев.

Часть этих нарушений президент Бибилов был вынужден признать после проверки под давлением российской стороны. В частности, он признал злоупотребления с т.н. совместительством, когда чиновник совмещают две и более должностей. Он призвал госслужащих в срок до 1 сентября выбрать одну должность и освободить другую для безработных граждан.
Местные наблюдатели считают эти признания символическими. Они не раскрывают истинных масштабов злоупотреблений.

В пересчете на душу населения в Южной Осетии штатная численность госслужащих в разы больше, чем в России. Вполне понятно, что зарплату им выплачивает Москва. Российское руководство осознанно пошло на этот шаг, потому что иначе в обозримом будущем проблему безработицы в Южной Осетии не решить.

Более того, чтобы как-то поддержать население, в этом году Москва подняла зарплаты бюджетникам почти в полтора раза — до уровня Северного Кавказа.

Но местная бюрократия распорядилась этой помощью по-своему. Большая часть населения по-прежнему сидит без работы и едва сводит концы с концами, зато чиновники и члены их семей числятся сразу на нескольких должностях и получают жалования, даже не появляясь на рабочем месте. В некоторых организациях число мертвых душ и совместителей составляет половину или даже две трети численного состава.

Водители несуществующих рейсов получают зарплаты и деньги на бензин, на ремонт транспортных средств. В районах скапливается такое количество дармового ГСМ, что семьи местных чиновников их заправляет свои авто совершенно бесплатно. Это такая бюрократическая рента.

По уверениям источников, заслуживающих доверия, есть целые организации, которые существуют только на бумаге.

По их словам, в Лениногорском районе проверка обнаружила несуществующую вечернюю школу, якобы в селении Лагрвиси. То есть, по документам в этой вечерней школе как минимум 30 учителей получают зарплаты, здание ремонтируют, закупают для него мебель, оборудование. И все это только на бумаге.

Сколько еще таких виртуальных учреждений? Четырнадцать депутатов убеждены, что свет на эти тайны могли бы пролить акты проверки, поэтому и требуют их у правительства.
При этом и депутаты и эксперты, наблюдающие за этой историей, признают, что истребовать акты вряд ли удастся. Но даже если так, оппозиция уже одержала политическую победу, заставив президента и его правительство изворачиваться, лгать и нарушать закон на глазах у избирателей.

Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Почему Цхинвали скрывает акты проверки аудиторов российского казначейства?

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.