Александр Стоянов — директор первой женской гимназии в Батуми
В феврале прошлого года в общественной школе №2 города Батуми прошла презентация книги про Александра Стоянова — директора Первой женской гимназии открывшейся в Батуми 1900 году. Гимназия свое время располагалась в здании этой школы.
Автором книги является Энди Немсверидзе — директор общественной школы №7 города Кутаиси. В книге собраны интересные сведения о Стоянове из архивов Украины и Грузии. В книге также приведены записи Эквтиме Такаишвили. Он учился в гимназии, в которой Стоянов занимал должность директора.
На презентации присутствовала посол Болгарии в Грузии
Александр Стоянов родился в Киеве, в 1843 году. Среднее образование получил во Второй киевской гимназии, далее он закончил факультет истории и филологии. Одно время он работал редактором киевской газеты.
Автор книги изучил издания из архивов Кутаиси и Киева. В этих изданиях напечатаны статьи, переписки и письма. Согласно этим источникам, Стоянов был знающим исследователем и археологом. В воспоминаниях Эквтиме Такаишвили говорится, что именно Стоянову доверили раскопки руин храма Баграти и археологические раскопки 1889 в Вани.
Архивные материалы, использованные в книге
При археологическом изучении храма Баграти в Кутаиси были обнаружены до двухсот мелких и больших фрагментов, фотографий которых в сентябре 1881 года Стоянов представил съезду архитекторов в Тбилиси. Когда российский император приехал в Кутаиси, Стоянов передал ему коллекцию фотографий, альбом видов Сванети и свою работу «Путешествие по Сванети».
«Этим Стоянов обратил внимание императора на храм и гимназии в Кутаиси и Сванети», — считает автор книги.
Кабинет Стоянова в Классической гимназии Батуми
Стоянов критиковал решение духовенства Кутаиси использовать камни из храма Баграти в строительстве новой церкви, назвал решение «полностью неприемлемым» и попросил его изменить.
«Так болгарин Александров спас великий храм Баграти», — говорится в книге. По словам автора, заслугой Стоянова является и сохранение крепости Петра в Цихисдзири.
Вклад в образование
«Стоянов, вместе с прогрессивно мыслящими русскими педагогами, явно пошел против вытеснения из грузинских школ родного языка, старомодных методов и других антипедагогических мероприятий.
Он требовал, чтобы русские педагоги выучили грузинский язык, литературу и обычаи грузинского народа», — пишет Эквтиме Такаишвили в своих воспоминаниях.
Согласно записям, в год назначения Стоянова директором гимназии Эквтиме Такаишвили было отказано в продолжении учебы по причине заполнения классов. Окончательное решение было за новым директором. Приступив к своей деятельности, Стоянов сам спросил про Такаишвили.
«Видимо, когда Стоянов отправлялся в Кутаиси, по пути встретился с Нико — братом Эквтиме. Тот и сказал, что Эквтиме учился в гимназии, где подружился с Нико Мари», — пишет автор. Согласно воспоминаниями, Стоянов покровительствовал Эквтиме и Нико Мари. Именно с помощью Стоянова, Эквтиме поступил в петербуржский университет. «Александр Стоянов был служащим царской России, но он всегда подчеркивал свое болгарское происхождение», — добавляет автор.
«Преподавание грузинского языка должно быть поставлено на должном уровне… У меня имеется особое мнение до этому вопросу, которое я готов всюду защищать. Грузинский язык — родной язык учащихся. Первоначальное образование должно производиться на родном языке, последующее образование должно продолжаться основываясь на родной речи.
Поэтому, в начальных классах должны преподавать учителя-грузины или же только владеющие грузинским языком русские педагоги. Дети проживающих в Грузии русских заканчивают гимназии, высшие учебные заведения, служат в Грузии и не знают ни языка грузин, не их обычаев.
Английские чиновники, которые строили железную дорогу Поти—Тбилиси, в течение 5—6 месяцев овладели грузинским языком, тогда как русские, несмотря на то, что живут в Грузии более полувека, подчас не знают ни одного грузинского слова. Считаю необходимым введение обязательного обучения грузинскому языку, а в старших классах — изучение грузинской литературы», — писал Стоянов в отчете от 1880 года.
По воспоминаниям Такаишвили, Стоянов был сторонником либеральных подходов в системе образования.
«Он был человеком либерального направления для нашего направления. Если бы не он, многие из нас гимназию не окончили бы. Но если Стоянов был либералом с учениками, он крайне строго обращался с учителями, по причине чего те прозвали его Стоян Паша.
Такой директор позволил нам издавать грузинский журнал и не пожалел средств на его финансирование. Стоянов сознательно не обращал внимания на напечатанные в журнале патриотические стихи. Журнал мы назвали «Беди» («судьба)», — пишет Такаишвили.
В воспоминаниях Такаишвили и Нико Мари говорится, что Стоянов никогда не разделял учащихся.
«Доброе отношение Стоянова к грузинам не упустили из виду заправилы царской России. Ему объявили выговор, уволили с должности и перевели на должность директора Юношейской русскоязычной гимназии Батуми
Согласно архивным материалам, ему передали в собственность земли рядом с Батуми. Там он обустроил ферму и плантацию, жил вместе с семьей. Позднее Стоянов перебрался в Сухуми, после чего информация о нем неизвестна», — говорится в книге.