Новости ГрузииОбщество

Эксперт рассказал какие итоги войны в Украине не выгодны Китаю

Война в Украине продолжается уже четыре недели. Страны, которые в первые дни войны ни просто не помогали Украине, но и выступали против военной помощи Украине, изменили позицию. Запад и ряд азиатских стран объединили усилия по поддержке страны. Против России были введены беспрецедентные санкции. Сейчас весь мир сосредоточен на Китае — на что готов пойти Китай, учитывая его тесное партнерство с Россией?

О роли и интересах Китая в российско-украинской войне издание Batumelebi поговорило с Марцином Пшиходняком, аналитиком Азиатско-Тихоокеанской программы Польского института международных отношений (PISM).

«С точки зрения Китая почти все сценарии войны в Украине, кроме двух, расцениваются как  положительные», — считает аналитик, который с 2012 по 2016 год работал дипломатом в политическом отделе посольства Польши в Китае.

  • В феврале, незадолго до начала войны на Украине, президенты Китая и России заявили о «безграничном» партнерстве двух стран. Также ведутся споры о том, знал ли Пекин в тот момент о планах Путина. Что вы думайте об этом?

У нас есть факты — Си Цзиньпин и Путин встретились 4 февраля, поговорили, потом сделали заявления. Думаю, мы должны рассматривать это как часть процесса — разумный финал многолетнего стратегического партнерства с Россией.

Несмотря на многолетнее сотрудничество, Китай никогда так открыто не поддерживал амбиции России в отношении Европы.

Китай считает себя центром мира. У него есть амбиции стать сверхдержавой. Не адаптироваться к существующему международному порядку, а создать новый. Попутно у него есть две очень четкие цели — конкуренция с Западом и особенно с США и продвижение своих интересов в Тихоокеанском регионе. Главным союзником Китая является Россия.

Я думаю, что Си Цзиньпин (как и дргуие лидеры Коммунистической партии Китая) имел в виду два основных мотива при обсуждении этого решения:

Во-первых, это было частью соперничества Китая с США и Западом. Бросить вызов Западу и особенно США.

Во-вторых — проверить единство и реакцию Запада. Когда дело доходит до интересов Китая в Тихоокеанском регионе и планов Тайваня, возможное участие Запада и США имеет для Китая решающее значение. Например, если Китай решит применить силовой подход, насколько Запад и США будут вмешиваться? Следовательно, проверка этого была стратегически важна для Китая. Россия сделала это возможным.

Что касается того, насколько хорошо Пекин знал о планах Москвы, то, думаю, было некоторое взаимодействие. Я верю (могу только говорить, что «верю» и «полагаю»), что во время встречи Си Цзиньпина и Владимира Путина они не обсуждали глубоко подробности.

США проинформировали Китай о планах России, но он проигнорировал это и начал с Россией переговоры. Я предполагаю, что оба (Путин и Си) имели взаимодействие (по этому вопросу) и на его основе приняли решение. Однако я думаю, что они опирались на неверный анализ: Путин ошибся в своих планах, а у Китая были другие ожидания развития событий.

Си Цзиньпин не думал, что война продлится три недели. Вероятно, китайцы думали: это будет быстрая война с победой России и установлением в Киеве пророссийского правительства. Также он мог ожидать, что Запад станет еще более разделенным и что США и Евросоюз не смогут договориться о едином ответе на вторжение России в Украину.

  • Несколько дней назад Китай заявил, что его партнерство с Россией «прочно, как камень». Насколько крепок этот камень, если есть что-то, что может его «сломать»?

Россия — единственный важный союзник Китая в его основных политических целях. Поэтому краткий ответ — это действительно так, это партнерство «прочно как камень». Особенно с 2012 года, когда российско-китайское сотрудничество охватило все сферы — политическую, военную, экономическую.

Китай закупает у России современную военную технику. Россия пользуется политической поддержкой Китая в ООН. Хороший пример тому — вопрос Крыма в 2014 году (Россия аннексировала Крым — ред.). Однако здесь следует отметить, что реакция Китая сейчас сильно отличается от тогдашней.

Объявление от 4 февраля можно считать объявлением о фактическом союзе. Хотя альянс формально не был сформирован, заявление (о «безграничном» партнерстве) подходит под категорию альянса о долгосрочном партнерстве и поддержке.

Китайцы часто используют такое сравнение: два боксера, дерутся на ринге с соперниками, при этом прикрывая друг друга со спины. Это то о чем мы говорим.

Что касается ограничений, мы должны помнить, что у Китая нет всего того что необходимо для успешной конкуренции с Соединенными Штатами — в военном, экономическом или политическом плане. Следовательно, Китаю по-прежнему необходимо сотрудничать с США, Западом.

Мы должны иметь в виду, что ЕС является крупнейшим торговым партнером Китая. США остаются важным технологическим партнером даже после санкций.

В отношениях с Россией есть два основных ограничения: военное и экономическое.

Первый подразумевает, что Китаю не нужна третья мировая война и военное противостояние НАТО и России. А это, кстати, становится возможным. Что касается другого, то понятно, что Китаю следует опасаться санкций и потери западного рынка. Ему по-прежнему нужны технологии и рынок США и ЕС. Вероятно, это окажет определенное влияние на отношения с Россией.

  • Как вы относитесь к информации о том, что Россия запросила у Китая военную технику?

Я думаю, что это часть стратегии США по усилению давления на Китай. США пытаются помешать Китаю помочь России, особенно что касается военной помощи.

С другой стороны, мы должны помнить, что китайско-российское военное сотрудничество имеет долгую историю. Я думаю, что есть договоры и обязательства, которые могли быть составлены задолго до войны. Поэтому мы можем быть свидетелями этого — Китай выполняет контракты, которые ранее были заключены с Россией и не имеют прямого отношения к этой войне.

  • Вскоре после появления этой новости, состоялась встреча высокопоставленных официальных лиц из Китая и США. Также запланирована встреча между Байденом и Си. Каковы ожидания от этой встречи?

Кажется, встреча в Риме между советником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном с членом Политбюро ЦК КПК Яном Цзечи была непростой. Китай попытался представить ее обычное повседневное общение между китайскими и американскими официальными лицами. Американцы же заявили, что на встрече подробно обсудили войну России против Украины. Это главное отличие.

Судя по всему, эта встреча не очень удалась. Не удалось прийти к каким-либо выводам, которые могли бы сблизить позиции по продолжающейся войне в Украине или принять определенное решение. На самом деле этого тоже никто не ожидал. Наконец, после многочасовой встречи стороны повторили в точности то же самое, что говорили и до встречи.

Эксперт рассказал какие итоги войны в Украине не выгодны Китаю
Марцин Пшиходняк

На мой взгляд, то же самое повторится и на встрече Байдена с Си Цзиньпином. Значимых итогов ожидать не стоит. Конечно, хорошо, что обе стороны стараются поддерживать контакты на высшем уровне. Но не ждите, что китайцы изменят свою позицию. Когда речь идет о Си Цзиньпине, этого не случится.

Я не думаю, что Китай может резко изменить свою политику. По крайней мере, не в этой политической среде. Это не та среда, которая позволяет делать революционные шаги во внешней политике. Максимум, что может случиться, это то, что Китай в каком-то смысле поддержит Россию, но с другой стороны постарается быть более взвешенным.

  • Советника администрации президента Украины Алексея Арестовича, Китай не будет оказывать России военную помощь. Он отметил, что Китай «не поддержит проигравшую сторону». Китайская CGTN показала сюжет о людях, убитых в очереди за хлебом. Как вы это оцениваете?

Я думаю, тут все таки больше желания. Я думаю, мы даже не можем назвать Китай нейтральным. Он уже выбрал российскую сторону. Конечно, можно перейти на другую сторону, но признаков этого пока нет. Мы не знаем, как обстоят дела в Украине. Россия не достигла тех военных и политических целей, на которые надеялась до войны. Но что будет дальше, мы не знаем. Существует множество сценариев возможного развития событий.

Я, конечно, согласен, что в каком-то смысле Китай не хотел бы быть на стороне проигравшего. Однако сейчас очень сложно сказать, кто проиграл, а кто выиграл. Я не уверен, что мы сможем сказать это, даже если будет достигнуто мирное соглашение. Ситуация после войны не будет прежней, но останется прежней в плане соперничества и противостояния между Западом и Россией, Западом и Китаем.

Что касается китайских СМИ, то не только CGTN, англоязычное китайское СМИ, но и китайскоязычные СМИ (в Китае) уделяют больше внимания жертвам среди гражданского населения и гуманитарному кризису. Однако в то же время нарратив о российских интересах остается. Освещение в СМИ в Китае немного изменилось по сравнению с тем, что было в начале, когда подобный ракурс вообще не показывался.

Думаю, это сигнал Западу и США, что Китай не на стороне России, что Китай поддерживает территориальную целостность и политику невмешательства в дела других стран. Это тоже политический нарратив. В этой истории даже не сказали прямо, кто убил этих мирных жителей, просто сказали , что «были человеческие жертвы в ходе кризиса».

В будущем мы можем увидеть все больше и больше освещения гуманитарного кризиса. МИД КНР уже указал на помощь, направляемую в Польшу китайскими ресторанами для украинских мигрантов. Даже когда это количественно весьма ограниченная помощь. Не исключено, что Китай окажет еще большую гуманитарную помощь Украине.

Не исключаю и того, что стану свидетелем телефонного разговора Си Цзиньпина и Зеленского. Однако это будет лишь попыткой укрепить глобальный имидж Китая. Также надо учитывать, что в Украине слишком много граждан Китая. Китайские социальные сети сообщили об их тяжелом состоянии, неподтвержденной смерти или травмах. Китайским лидерам нужно показать, что они заботятся о своих гражданах в Украине.

  • Есть и такие аналитики, которые говорят, что Китай вместо того, чтобы помогать, втихую мешает России. Пример этому Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который приостанавливает проекты в России и Беларуси, отказывается поставлять запчасти в Россию и многое другое. Что вы думайте в связи с этим?

Вы упомянули АБИИ, в котором хоть и лидирует Китай, но все же это международный банк, в него входят разные страны, в том числе и европейские.

Здесь есть и чисто экономические вопросы. Я имею в виду, что у России нет валюты, чтобы заплатить за китайскую продукцию. Большая часть торговли между Россией и Китаем велась в евро или долларах, а не в рублях. Тем более сейчас никому, даже Китаю, рубль не нужен. Конечно, они могут использовать юани. Тогда россиянам придется покупать юани за рубли у китайцев. Это нельзя назвать выгодным бизнесом для Китая.

Напротив, у нас есть пример китайской транспортной компании DiDi. Она объявила о своем уходе с российского рынка и позже заявила, что все же вынуждена остаться в России.

Я думаю, что Китай выжидает, какой будет реакция. Как далеко может зайти Запад с этими санкциями, как далеко они зайдут в отношении Китая.

Мы приходим к одному и тому же вопросу: что важнее, прагматичная экономика или идеология?  Я думаю, что прагматичная экономика, основанная на идеологии. Это то, что правительство Китая и Си считают очень важным. Конечно, внутриполитическая ситуация в Китае — вспышка ковида, экономические проблемы, 20-й съезд партии, на котором Си Цзиньпин хочет переизбраться — усложняет общую картину. Так что Китай, вероятно, не будет открытым сторонником России на всех фронтах.

  • Подводя итог, говорят, что Китай выиграет во всех случаях. Если Россия выиграет или проиграет эту войну, что выиграет и проиграет Китай?

С китайской точки зрения почти все сценарии войны в Украине рассматриваются положительно, кроме двух. Об одном мы уже говорили — Китай не хочет третьей мировой войны. Второй, еще менее привлекательный, — замена Путина новым, более прозападным лидером. С китайской точки зрения это было бы поражением и политической катастрофой. В этом случае самодержавие Китая останется в полном одиночестве перед лицом Запада, который теперь будет иметь поддержку со стороны России.

В этом главный интерес Китая, в поддержке России — он хочет помочь Путину остаться у власти. В связи с этим китайцы также рассматривают возможность выкупить российские компании и российские интересы. Это тоже часть процесса калькуляции санкций, политической и экономической ситуации.

Если Путин останется у власти (даже если Россия проиграет), мы получим ослабленную Россию, которая еще больше сместится к китайской орбите. А Запад, несмотря на то, что он един, придется держать фокус на России. Конечно, это зависит от обстоятельств, при которых закончится война, но, по крайней мере, Запад постарается сделать все, что бы то что сделал Россия больше не повторилось. Китай выиграет и в этом случае. Хотя существует так много возможных факторов, трудно что-то предсказать.

Китаю придется внести некоторые изменения в свою внешнюю политику. Также я думаю и многие аналитики считают, что Китай откажется от силовых действий в отношении Тайваня. Теперь они знают, что это непросто. Они также знают, что их армия, несмотря на продолжающуюся модернизацию, не обладает потенциалом для организации мелкомасштабной военной операции. Теперь Китай, вероятно, постарается убедить тайваньцев объединиться с Китаем экономически и политически мирными средствами. Это предмет отдельного разговора. Однако очевидно, что Китаю придется пересмотреть свою внешнюю политику и изменить некоторые моменты в своем восприятии мира. Я не уверен, что он может это сделать.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.