Почему в Грузии до сих пор нет единой программы помощи беженцам с Украины?
Представители правительства Грузии, в том числе премьер-министр Ираклий Гарибашвили в своих публичных выступлениях часто упоминает о помощи, которую страна оказывает украинским беженцам.
Однако до сегодняшнего для власти Грузии не представили единый план по оказанию помощи беженцам из Украины.
Одной из самых острых проблем является нехватка жилья, пока этот вопрос решается на уровне муниципалитетов. Однако их ресурсы ограничены и часто их хватает всего на месяц. После этого украинцам остается надеяться на частную инициативу или покинуть страну.
«Приходится ехать в Германию из-за жилищного вопроса»
Катерина Малик из Харькова приехала в Грузию с мужем 26 февраля. Перед войной он был в командировке, но не смог вернуться на родину, где до сих пор находятся члены его семьи. Катерина рассказала Netgazeti, что, когда в ее стране шла война, поддержка грузин была очень важна для нее и ее мужа.
Сегодня Катерина и Алексей готовятся к отъезду из страны — их выселяют из гостиницы, у них нет возможности снять квартиру на неопределенный срок. Катерина вспоминает смену места жительства и связанные с этим трудности:
«Сначала мы сняли квартиру на 2 недели, потому что думали, что это все скоро закончится. Мы провели в этой квартире 3 недели, а потом начали искать бесплатное жилье, потому что у нас не было работы.
Мы начали искать [в соцсетях] различные чаты или группы, нашли гостиницу «Амбассадор», которая предлагала украинцам бесплатное проживание до конца марта. Мы лично написали в отель и заселились», — говорит она.
Они прожили какое то время в «Амбассадоре», затем им сказали, что вопрос с их размещением решит мэрия и предложит нам другой отель.
«Нам сказали, что нас будет автобус . Так и случилось. Мы сейчас в другом отеле. Здесь нам тоже сказали, что мы будем до конца апреля, а потом нам сказали, что мы можем остаться до конца войны — но неделю назад они изменили эту бронь и снова сказали, что мы должны покинуть номер до конца недели. Они объяснили, что на данном этапе у них больше нет финансовых ресурсов, чтобы помогать украинцам.
Несколько дней назад мы звонили в мэрию на общую горячую линию. Здесь тоже нам пообещали не оставить ни одного украинца без крова. Говорили, не волнуйтесь, а теперь мы передадим ваш контакт тому, кто за этим следит. Мне позвонили через 15 минут и сказали, что мы должны окончательно покинуть отель к концу недели. У них не было конкретной информации и данные часто менялись».
Катерина говорит, что благодарна за помощь, хотя этот период сопровождался большой неразберихой.
«Нам было очень приятно, что мэрия Тбилиси нам помогает — но это было неожиданно, если бы мы заранее предупредили о сроках, мы бы договорились заранее. И вот оказывается, что у нас осталось несколько дней, чтобы решить, как мы будем жить дальше, это очень сложно…».
В итоге Катерина с мужем купили билеты на самолет в Германию к 15 мая. Женщина знает, что помощь будет и в плане жилья, и в плане финансов, и в плане трудоустройства.
За дополнительной информацией мы обратились в пресс-службу мэрии Тбилиси и на горячую линию. В пресс-службе нам сообщили, что ведомство выделило специальные средства на размещение беженцев. Для получения более конкретных данных о том, сколько денег было выделено и какая помощь была оказана украинцам, нам пришлось запрашивать публичную информацию [от автора: что мы в итоге и сделали, хотя на получение информации уходит не менее 10 рабочих дней].
Что касается горячей линии, нам тут сказали, что на первом этапе украинские беженцы будут обеспечены жильем и питанием на 1 месяц. На вопрос, что будет через месяц, нам ответили, что это зависит от индивидуальных обстоятельств, однако в любом случае мэрия будет на связи.
«Общество делает то, что должно делать государство»
Как и другие частные или неправительственные инициативы, Элене Хоштария и ее движение «Дроа» («Пора») пытаются помочь украинцам в Грузии. Хоштария считает, что отсутствие стратегии помощи беженцам является логическим продолжением политики «Мечты».
«Кроме 2-3 вынужденных заявлений, в которых даже не упоминается Россия, у нас практически нет политики в плане помощи/поддержки Украине. Поэтому я ни на секунду не ожидала, что правительство позаботится об украинцах, тем более что нашим собственным беженцам очень не хватает внимания со стороны правительства», — добавила она.
После начала войны команда «Дроа» поехала в Польшу, недалеко от границы с Украиной. Хоштария вспоминает, что здесь она увидела какая помощь необходима беженцам, и после приезда движение создало своеобразную систему помощи.
«К нам поступило около 1500 человек, которым мы оказали разного рода помощь. Около 500 из них прибыли сюда на время, а затем уехали в Европу. Они остаются здесь примерно на 10-14 дней, прежде чем оформить документы, с которыми мы также помогаем. Те, кто прошел через меня, человек 600-700 оттуда уже здесь. Истории, которые мы слышим, невероятны. Все, кто сюда приезжает, по своей сути травмированы войной, дети до приезда спрашивали, а будет ли у них свет. Мы также сотрудничаем с ними по правовым вопросам, ведем учет преступлений, совершенных Россией против украинцев».
«Мы пытаемся трудоустроить этих людей. Мы уже трудоустроили около 70 человек и будем продолжать это делать, потому что самое главное для них то, что они часто просят нас принять на работу, потому что они не хотят быть бесполезными. Они работают в дистрибьюторских компаниях, салонах, кафе и т.д. У нас был один случай, мы наняли одного из музыкантов, любителя в оркестр Вахтанга Кахидзе».
Хоштария говорит, что для помощи нужны ресурсы.
«Нельзя сказать людям, спасающимся от смерти, что у нас нет денег, чтобы помочь им. Мэрия — единственное госорган, который что-то делает, а Минздрав, с последним у нас был контакт 3-4 раза, они всегда реагировали. Но нет программ, просто их не оставляли без внимания. У нас был один случай, когда человека включили в программу диализа, но общего подхода к решению потребностей этих людей нет. Мэрия арендовала несколько отелей, там есть питание, хотя я думаю, что этого недостаточно. Многих мэрия не смогла разместить, поэтому этим занимаемся мы. В этом плане мы практически дополняем друг друга. Был случай, когда я лично связалась с мэром. Например, в случае с человеком с инвалидностью было очень сложно найти адаптированную гостиницу и мэрия арендовала одну такую гостиницу и человека разместили там», — напомнила Хоштария.
«Общество делает то, что государство должно делать системно. Он действительно делает, и делает очень много».
«Правительство работает над планом»
4 мая издание «Батумелеби» опубликовало статью, в которой рассказывалось о том, что украинцев просили освободить гостиницу в ближайшие два дня. В Департаменте туризма и курортов Аджарии изданию сообщили, что их ресурсы исчерпаны и в обмен на бесплатное жилье ведомство поможет беженцам найти доступное жилье.
Эта история еще раз показала, что у государства пока нет единой политики в отношении украинских беженцев. Это также подчеркивает в своем заявлении Народный защитник Грузии, в своем заявлении она писала:
«Призывает правительство и официальные лица Грузии принять все необходимые меры для скорейшего принятия конкретных решений и информирования как отдельных ведомств, так и ВПЛ из Украины о том, как, когда и куда они будут переселены».
С вопросом, что государство намерено делать в отношении украинских беженцев, Netgazeti обратилась к вице-спикеру парламента Давиду Сергеенко, который сам несколько недель назад находился в разрушенной Россией Буче.
Мы спросили Сергеенко, есть ли у государства план или собирается ли оно реализовать единую стратегию помощи беженцам.
«Безусловно, украинским беженцам нужна поддержка, и мы не оставим их без внимания. Насколько мне известно, работа над планом уже завершена и, вероятно, в ближайшие дни будут сделаны публичные объявления. Конечно, мы так это не оставим», — сказал Сергеенко.
По словам Сергеенко, подробности ему пока неизвестны — «я бы не назвал это стратегией, это скорее план действий, какие меры будут приняты».
О конкретном плане пока не говорит и министр по делам вынужденно перемещенных лиц с оккупированных территорий, труда, здравоохранения и социальной защиты Зураб Азарашвили.
В ходе «министерского часа» в парламенте Азрашвили задали вопрос об украинских беженцах. Министр рассказал о плане, но воздержался от конкретики, а именно он заявил:
«На данном этапе мы финансируем все экстренные или плановые медицинские услуги для украинских беженцев. Мы также помогаем наиболее уязвимым из них с прибегая к социальной помощи. Государство также оказывает жилищную помощь в Аджарии, Тбилиси и ряде других городов. В настоящее время они находятся в гостиницах, и сейчас мы прорабатываем план, как их расселить по различным домам или квартирам», — сказал Зураб Азарашвили.
Мы связались с правительством Грузии, чтобы узнать больше информации об этом плане. Материал будет обновлен, как только мы получим ответ.
По последним данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, 5,981,358 человек были вынуждены покинуть Украину из-за войны. Их большая чать, более 3 200 000 человек направились в Польшу, до миллиона человек находятся в Румынии.
По последним официальным данным, сейчас в Грузии находиться около 30 тысяч украинцев.