Новости Грузии

Столкновение армяно-иранских и турецко-российских интересов: Глобальное значение вопроса Мегринского коридора

Автор: Константин Казарян, политолог

Бердзор/Лачин, 25 августа: Последние семьи покидают город Бердзор и села Агавно и Неркин Сус; представитель армянской стороны Виталий Баласанян официально «передает» населенные пункты азербайджанским вооруженным силам. С 1990-х годов Лачинский коридор был самым важным и почти единственным сухопутным соединением между Нагорным Карабахом и Арменией. Таким образом, Лачинский коридор имеет не только стратегическое значение для обеих сторон, но и практически жизненно важен для выживания Нагорного Карабаха.

Без Лачинского коридора Нагорный Карабах де-факто окружен азербайджанскими войсками и отрезан от Армении. Это не только осложняет фактическое снабжение Нагорного Карабаха в случае новой войны, но и транспортировку людей между Арменией и Нагорным Карабахом. Несмотря на то, что Лачинский коридор является одним из тех семи регионов, которые считались зоной безопасности с момента окончания Первой Карабахской войны и должны были быть переданы Азербайджану в рамках переговоров (формула 5+2), Лачинский коридор также занимал особое положение в резолюциях ООН и считался жизненно важным для выживания Нагорного Карабаха.

Передача Лачинского коридора действительно предусмотрена соглашениями от 9 ноября, но со сроком в три года. В течение этих трех лет должна была быть завершена еще одна сухопутная связь между Арменией и Нагорным Карабахом для обеспечения коммуникации. Хотя строительство новой сухопутной линии еще не завершено, Лачинский коридор был передан азербайджанским войскам в последние несколько дней.

Несмотря на азербайджанский военный контроль, согласно соглашению, до завершения строительства новой наземной дороги Лачинский коридор может использоваться армянской стороной для наземного сообщения. Как это будет осуществлено и кто будет обеспечивать безопасность, пока неизвестно.

Мегринский коридор: столкновение региональных интересов

Однако Лачинский коридор является лишь частью всей проблемы. Не менее важным вопросом является проблема так называемого Мегринского коридора, на который претендуют Азербайджан и Турция.

Мегринский коридор — коридор, который должен пройти по территории Армении и соединить Азербайджан с эксклавом Нахичевань. Создание или не создание Мегринского коридора имеет не только региональное, но и глобальное значение. В данном случае сталкиваются два противоположных интереса. В договоре от 9 ноября 2020 года присутствует лишь один пункт об «открытии коммуникационных каналов». Армянская сторона не отказывается от открытия транспортных каналов, т.е. Мегринского коридора, но требует уважения территориального суверенитета Армении. Другими словами: Азербайджанским транспортным средствам должен быть разрешен проезд по этому коридору, но он будет контролироваться армянскими пограничниками и таможенниками.

Азербайджанские и турецкие власти, с другой стороны, требуют — под предлогом необходимости обеспечения безопасности — создания коридора, который, в лучшем случае, будет контролироваться Азербайджаном или самой Турцией. Российская Федерация, со своей стороны, заинтересована в том, чтобы самой контролировать коридор.

Создание или не создание Мегринского коридора имеет глобальное значение по двум причинам: Мегринский коридор, который пройдет через территорию Армении, обеспечит сухопутное сообщение от Стамбула до Баку. Если коридор не будет контролироваться армянскими таможенниками, оба государства гипотетически смогут также перевозить военное оборудование или запасные части для военной техники между двумя странами. В частности, таким образом усилится влияние Турции в регионе.

Вторая и, возможно, более глобальная причина заключается в том, что создание Мегринского коридора серьезно ограничит, де-факто заблокирует, сухопутную границу между Ираном и Арменией. Ограничение границы между Ираном и Арменией также серьезно ограничит связь из Персидского залива и, в более широком смысле, Индии, через Иран, Армению и Грузию в Европу. А маршрут Иран-Армения-Грузия, в свою очередь, становится в последнее время объектом повышенного внимания западных и российских экспертов.

Таким образом, строительство Мегринского коридора под азербайджанским, турецким или российским контролем в первую очередь противоречит интересам Ирана, Армении, Грузии и, прежде всего, Запада. Это один из немногих геополитических вопросов, где интересы США и Ирана совпадают. Азербайджан, Турция и Россия, с другой стороны, решительно выступают за создание коридора по разным причинам. В то время как для Турции и Азербайджана сухопутное сообщение между двумя странами является первичным, Россия имеет несколько интересов в создании коридора: с одной стороны, создание коридора перекроет потенциальный новый Шелковый путь между Ираном и Европой, а с другой стороны, если коридор будет контролироваться российскими войсками, Россия сможет контролировать все грузоперевозки между Арменией и Ираном, с одной стороны, и между Турцией и Азербайджаном — с другой.

Несмотря на то, что в СМИ часто говорится об оси Москва-Тегеран, эти отношения значительно охладились, особенно в последний месяц. Причиной этого в немалой степени является коридор Мегри. На встрече Раиси, Эрдогана и Путина в Тегеране и на встрече Путина и Эрдогана в Сочи Мегринский коридор был доминирующей темой наряду с конфликтом в Украине. На трехсторонней встрече в Тегеране президент Ирана четко обозначил иранскую позицию: Иран дал Москве и Анкаре четкий отказ по этому вопросу и дал понять, что Иран не потерпит изменений на пограничной территории.

Создание Мегринского коридора приведет к дополнительной изоляции Ирана и усилению турецкого и российского влияния в регионе. На фоне конфликта в Украине Запад, прежде всего Европейский Союз, также ищет новых партнеров в регионе, чтобы уменьшить свою зависимость от России. Несмотря на напряженные отношения между Ираном и Западом, Москва всегда опасалась сближения между Тегераном, Брюсселем и Вашингтоном. Сближение между Ираном и — по крайней мере, Европейским союзом — изменит геополитическую ситуацию не только в регионе, но и во всем мире.

Сближение двух сторон означало бы создание нового Шелкового пути и установление маршрута из Индии через Иран, Армению, Грузию в ЕС. Помимо Ирана и самого ЕС, основными бенефициарами этой взаимовыгодной ситуации являются транзитные государства — Армения и Грузия. Это, в свою очередь, ослабит позиции России, Турции и Азербайджана в регионе.

Политическое недовольство армянской элиты ролью России в Нагорном Карабахе и Мегри

Учитывая важность Мегринского коридора, политическое настроение в Армении напряженное, а политический климат между Россией и Арменией несколько охладился. В Армении — как среди населения, так и в правительстве — растет недовольство российской миротворческой миссией.

Это в немалой степени привело к резким высказываниям премьер-министра Армении в адрес Москвы, в которых он открыто критикует неспособность или нежелание российских миротворческих сил защитить население Нагорного Карабаха. За последние два года произошло несколько нарушений режима прекращения огня, в ходе которых российская сторона реагировала слишком поздно.

Более того, после встречи Раиси-Эрдоган-Путин российское военное руководство объявило, что увеличит российское военное присутствие в районе армяно-иранской границы, то есть в районе Мегри. В качестве причин российское военное руководство назвало возросший оборот наркотиков, незаконную деятельность и пересечение границы террористами. В то же время российские военные, размещенные в Армении и имеющие по договору мандат в некоторых приграничных районах, усилили свои контрольные функции в городе Мегри и его окрестностях. Усиление присутствия в Мегри и вокруг него, сосредоточение сил в районе армяно-иранской границы и неспособность заняться миротворческой миссией в самом Нагорном Карабахе вызвали большое недовольство на армянском политическом ландшафте.

С точки зрения внешней политики и политики безопасности Армения находится перед дилеммой и подвергается давлениям с обеих сторон. С одной стороны, Азербайджан непрерывно создает новые реалии и пытается оказать давление на Армению, например, изолируя Нагорный Карабах от Армении; с другой стороны, Россия создает предпосылки на юге страны, которые в течение нескольких месяцев могут привести к созданию коридора через территорию Армении. Призывы к тому, чтобы ирано-армянскую границу контролировали армянские пограничники, а не российские солдаты, становятся все громче, особенно учитывая, что отношения между Арменией и Ираном глубокие и обе стороны имеют одинаковые интересы в этом вопросе.

События в Армении (Мегринский коридор) и в Нагорном Карабахе (Лачинский коридор) могут постепенно привести к далеко идущим последствиям для региона и усилить и без того сильные позиции России, Турции и Азербайджана. С другой стороны, украинский конфликт предоставляет ЕС уникальную возможность, с одной стороны, углубить отношения с Ираном, а с другой — реально укрепить собственные позиции на Кавказе. В то же время в случае политической бездеятельности Запад рискует полностью потерять Кавказ.


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа».Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Столкновение армяно-иранских и турецко-российских интересов: Глобальное значение вопроса Мегринского коридора

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.