«Пощечина обществу и европейской интеграции» — Оппозиция об избрании Мурусидзе и Гвиритишвили в Высший совет юстиции
В оппозиции прокомментировали избрание Левана Мурусидзе и Дмитрия Гвритишвили судьями-членами Высшего Совета юстиции, по их мнению произошедшее является открытым нападением на процесс евроинтеграции и подрывом грузинской демократии.
По словам председателя «Национального движения» Ники Мелия, Конференция судей, избравшая Мурусидзе и Гвритишвили, проигнорировала международные рекомендации.
Он также отметил, что судебная система, избранная Леваном Мурусидзе в Высшем совете юстиции, и правительство «Грузинской мечты» открыто отказались выполнять рекомендации Евросоюза и реформировать судебную систему.
«Правительство и эта порочная система могли бы выдвинуть кандидатуру менее известного чем Мурусидзе и избрать его, но они открыто, бессовестно и нагло выбрали Мурусидзе. Они бросили вызов обществу, Западу.
Леван Мурусидзе и Гвритишвили и раньше занимали влиятельные посты в судебной системе, но эти выборы означают, что теперь им будет легче назначать таких же, как они сами, судьями — избрание Мурисидзе в Совет юстиции означает сотни Мурусидзе в судебной системе!
В итоге суд сформировался как коррупционно-клановый институт, лишенный каких-либо полномочий, который нравится только российским олигархам и больше никому», — сказал Ника Мелия.
Мелия добавил, что в то время когда весь Запад говорит о сложной ситуации в грузинском суде, «русская мечта» заявляет, что суд в Грузии независим и не нуждается в реформировании.
«То, что произошло вчера, показывает, что это правительство в принципе не собирается следовать рекомендациям Еврокомиссии. Более того, по их действиям видно, что они делают все для того, чтобы «русская мечта» осуществилась, а Грузия не стала членом европейской семьи», — говорит Мелия.
Председатель «Нацдвижения» призвал страны партнеры вовремя отреагировать на произошедшее и дать соответствующую оценку.
Он отметил, что стало очевидно, что утерян даже теоретический шанс реализации рекомендаций, и по понятным причинам важно внести ясность со стороны партнеров, чтобы общественность узнала от них, что «доведение этого совершенно фиктивного процесса до парламентского голосования и говорить об обязательном вовлечении оппозиции в этот же процесс со стороны партнеров бессмысленно».
В партии «Лело» также выступили с заявлением по избранию Мурусидзе и Гвритишвили в Совет юстиции. По их мнению, вместо выполнения 12 пунктов Еврокомиссии правительство в очередной раз усилило власть «клана судей» и усилило собственный политический контроль над системой правосудия.
«Вместо освобождения суда от политического влияния и проведения полной реформы Высшего совета юстиции, отражающей дух евроинтеграционного процесса, правящая команда выбрала двух влиятельных лиц «клана» — Левана Мурусидзе и Дмитрия Гвритишвили. С одной стороны, это попытка олигархического режима установить тотальный контроль над всеми институтами, особенно над системой правосудия. С другой стороны, сегодняшнее решение представляет собой полное игнорирование критериев, установленных Евросоюзом, и намеренно уничтожает возможность кандидатуры Грузии в члены Евросоюза.
Сегодня «Грузинская мечта» в очередной раз заявила, что не намерена проводить какие-либо реформы, необходимые для получения кандидатуры в члены ЕС, поскольку интересы олигархического режима Иванишвили прямо противоречат идеалам Европейского Союза, основанного на демократии и правлении закона», — заявили в «Лело».
По мнению партии «За Грузию», избрание Левана Мурусидзе и Дмитрия Гвритишвили в Высший совет юстиции подрывает доверие к суду и независимость судебной системы, что, по мнению партии, прямо противоречит рекомендациям Верховного Совета Евросоюза и является препятствием для получения статуса кандидата.
Партия подчеркивает, что Высший совет юстиции является конституционным органом и гарантом независимости судебной власти по закону.
По мнению партии, вся судебная система Грузии превратилась в инструмент управления.
«Усиление влиятельной группы в Высшем совете юстиции на фоне того, что «Мечта» так и не начала осуществлять коренную реформу суда, это очередное открытое проявление воли правительства в том, что оно не намерено предпринимать действенных шагов для независимости судебной системы и, соответственно, выполнение рекомендаций Европейского Союза. В дополнение к этому существуют риски избрания кандидатов, предпочитаемых властями, в качестве пяти членов Совета юстиции, не являющихся судьями.
Еще раз требуем от правительства отложить в сторону интерес сохранения власти и немедленно начать коренную реформу суда, путь которой проходит через реформу Совета юстиции», — заявили в партии.
По словам лидера партии «Дроа» Элене Хоштария, возвращение Мурусидзе и Гвритишвили в Высший совет юстиции является надругательством над обществом и европейской перспективой.
Как отметила Хоштария, сегодня Грузия находится том на этапе развития, когда любое политическое решение напрямую влияет на европейскую перспективу страны.
«После решения от 24 июля у нас появился очень четкий план действий, что должно сделать грузинское государство, чтобы стать членом Евросоюза, и эта перспектива очень осязаема в связи с войной в Украине, если у нас будет политическая воля для проведения некоторых фундаментальных реформ.
Одной из фундаментальных реформ является реформа системы правосудия. Буквально через несколько дней после этого решения «Грузинская мечта» выдвинула Чинчаладзе и назначала, укрепив и усилив в системе правосудия руководство «клана».
Спустя столько месяцев, когда наши европейские партнеры смотрят на нас под увеличительным стеклом, мы видим, что совершенно циничным образом, практически дав пощечину нашему обществу и нашей европейской перспективе», — заявила Элене Хоштария.
Вчера, 23 октября, Леван Мурусидзе и Дмитрий Гвритишвили вновь стали членами Высшего совета юстиции.
Пожизненный судья Леван Мурусидзе занимал пост секретаря Высшего совета юстиции в 2013-2017 годах. Дмитрий Гвритишвили был членом Высшего совета юстиции в 2017-2021 годах.
Место двух членов-судей в Высшем совете юстиции освободилось после того, как Гиоргий Гогинашвили и Гоча Абусеридзе обратились к Конференции судей с просьбой об отставке. Кандидатура Дмитрия Гвритишвили была представлена Высшим советом юстиции, а Леван Мурусидзе выдвинул себя.
На два вакантных места были выдвинуты только Мурусидзе и Гвритишвили, обоих поддержала Конференция судей. Леван Мурусидзе получил 268 голосов, а Гвритишвили — 267.
Леван Мурусидзе заявил, что какое-то время думал об уходе из судебной системы, но теперь намерен ответить на обвинения в свой адрес с позиции члена Высшего совета юстиции.