Новости Грузии

Как НПО, получающая иностранное финансирование, помогла выиграть суд у МВД Грузии

Как НПО, получающая иностранное финансирование, помогла выиграть суд у МВД Грузии

Давид Хухуа уже 15 лет передвигается в инвалидной коляске. В настоящее время он проживает во Франции и является членом благотворительного объединения «К здоровому и беззаботному будущему» вместе со своими единомышленниками.

Давид Хухуа выиграл в дело в апелляционной инстанции у МВД Грузии. Его интересы защищала неправительственная организация «Партнерство за права человека». Суд постановил, что 15 июня 2016 года Давид подвергся дискриминации со стороны полиции, когда ему было отказано в возможности пересесть в инвалидную коляску и удовлетворять свои физические потребности.

Это дело организация вела при поддержке «Открытое общество Грузия» и Программой USAID по верховенству права. Все три эти организации в ближайшее время могут быть объявлены «иностранными агентами».

Давид Хухуа против МВД Грузии

Давид вспоминает, что в 2016 году он ехал из Тбилиси в Кутаиси, чтобы посетить мероприятие, посвященное правам людей с ограниченными возможностями. Под Мцхета его другу, водителю автомобиля и онкопациенту, стало плохо. Нужно было остановить машину, чтобы другой его друг мог сесть за руль. Они остановились и к ним подошел полицейский.

«Мой друг сказал ему, что мы стоим в плохом месте и предложил поговорить после того, как он переставит машину. В это время между моим другом и полицией начались неприятности и разговор на громких тонах. Я объяснил, куда мы едем, объяснил ситуацию. Ответили, мол, садись, тебя никто ни о чем не спрашивает. Я сказал, мол, если вы еще долго не сможете уладить этот вопрос, я буду вынужден выйти из машины и пересесть в инвалидное кресло. Обещали, что скоро закончат, но так не случилось.

Через какое-то время я спросил, могу ли я сесть в инвалидное кресло, потому что меня беспокоит моча. Ответили, что если хочу, могу сделать это в машине. Я пытался объяснить, что в машине этого делать нельзя и что мне придется ставить катетер в инвалидной коляске.

В конце концов, я понял, что полиция решение не поменяет. Я сказал своему другу, что нет смысла с ними разговаривать, попросил инвалидную коляску. В тот момент, когда друг пытался открыть багажник, чтобы достать коляску, в дверь багажника ударили полицейские, и спросили, мол, кто тебе дал право на это?!» — говорит Давид.

Он вспоминает, что после того, как полиция не позволила ему сесть в инвалидное кресло, он решил позвонить в Генеральную инспекцию.

«Звони, нам все равно, — сказали они». Генинспекция приехала на место, второй экипаж полиции тоже. Однако вскоре представители Генинспекции и второй экипаж уехали.

«Особой реакции не было, просто что-то записали и уехали. Между тем, я в ужасном состоянии, мокрый. Позвонил другу, сказал, что нахожусь в такой-то ситуации, встретил нелюдей. Я попросил подвезти меня, потому что не мог больше терпеть. Я также сказал полиции, что мой друг должен приехать. Ответили, что теперь я могу уехать.

Как бы я поехал, я не мог выйти из машины в таком состоянии. Я сказал им, что в таком состоянии я не могу выйти на улицу, потому что у меня есть чувство собственного достоинства. Они сказали, что ждать не могут и посадят в автобус или такси. Я спросил, как они себе представляют, чтобы я сел в автобус в таком состоянии?! Ответили, что это уже не их проблема. Тем временем похолодало, и меня так мучили всю ночь. Это пытка в полном смысле этого слова», — сказал Давид Хухуа.

Вскоре он позвонил в PHR, поговорил с представителями организации и сделал фотографии. Тем временем его состояние ухудшилось и пришлось вызывать скорую помощь.

Суд длился 5 лет. PHR пишет, что изначально судья суда первой инстанции по делу Софио Гагнидзе не усмотрела факта дискриминационного обращения и сочла действие/бездействие МВД и патрульной полиции законными.

Дело было обжаловано в Апелляционном суде. Суд отменил решение первой инстанции, подтвердил, что обращение действительно было дискриминационным, и обязал МВД выплатить Давиду Хухуа 10 000 лари в качестве компенсации морального ущерба.

Он добавляет, что если бы PHR не прибыла на место происшествия, скорее всего, ничего бы не произошло. Он предполагает, что его, как и его друга, оштрафовали бы, и никто бы не говорил о дискриминационном обращении — «Я очень благодарен этим людям по сей день. Этот процесс доказал мою правоту. Я бы не смог сделать это один, куда бы я ни обращался».

В конце интервью мы спросили, что он думает касательно предлагаемого закона об «иноагентах»:

«Когда я услышал, что одним из инициаторов является Дмитрий Хундадзе — человек, который возглавлял Комитет по здравоохранению и социальным вопросам и в настоящее время является его членом… Я вас уверяю, если закон примут, никто в Грузии не сможет доказать свою правоту.

Несмотря на то, что я нахожусь во Франции, когда я просыпаюсь, моя первая мысль о Грузии, мой день начинается с информации о Грузии. Когда я услышал такое, мне показалось, что искра надежды, которую я питал в отношении своей страны, тоже угасла».

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.