Борьба за неокрепшие умы в провинции: послевоенные низовые инициативы в Азербайджане
Вторая карабахская война года и все, что за ней последовало, стало для протестно настроенной части азербайджанского гражданского общества очень неприятной, но по-своему полезной встряской. После 2020 года в Азербайджане возникло несколько новых политических и общественных низовых инициатив, создатели которых сочли, что именно сейчас, когда это кажется совершенно бессмысленным и бесперспективным – самое время для отстаивания своей правды.
Например, в 2021 году группа молодых марксистов, анархистов и леворадикальных демократов вышли на тропу «интеллектуальной войны», создав платформу Antidoqma.
— «Наша цель – просветительство как способ борьбы с гегемонией авторитарно-капиталистической системы. Мы пишем и переводим статьи, записываем подкасты и видеоролики, выкладываем в свободный доступ книги на азербайджанском, русском и турецком языках», – говорят один из членов группы, насчитывающей сейчас около десятка человек в возрасте 20-25 лет.
Они скрывают свои имена, пользуются иностранными SIM-картами, не публикуют в соцсетях личную информацию… В общем, стараются «не светиться», поскольку значительная часть публикуемого ими контента – критика позиции и действий правительства Азербайджана по карабахскому конфликту:
— «В соцсетях нам постоянно угрожают наказать за «анти-азербайджанские» посты и отмечают в комментариях МВД и Службу госбезопасности, пытаясь привлечь к нам их внимание. Так что лучше перестраховаться».
Правда, до сих пор все попытки создать в Азербайджане более или менее полноценную левую организацию оказывались безуспешными. Последним относительно удачным экспериментом была организация Solfront, возникшая в конце 2000-х годов и просуществовавшая несколько лет.
Все последующие инициативы быстро сходили на нет. Но каждый раз новые энтузиасты уверены, что учтут ошибки предшественников и сделают все правильно. Так, члены Antidoqma считают ошибкой пустое растрачивание энергии на маргинальное бунтарство:
— «Основная цель должна быть не в стихийных бунтах, не в движении ради движения, не в протестах без тактики и стратегии, а во взращивании пассионарных, радикальных, антисистемных субъектов. В создании серьезного радикального авангарда. Путь это и займет много времени».
Гендерный вопрос
Сохранять анонимность стараются и участницы Feminist Peace Collective – первой азербайджанской лево-феминистской организации, появившийся в разгар войны 2020 года.
Свою деятельность они характеризуют как «дискурсивная интервенция», то есть – создание альтернативного дискурса, адресованного, в первую очередь, совсем молодым людям, у которых еще не сформировалось политическое мировоззрение:
— «Если бы левая повестка в Азербайджане ограничивалась только экономическими вопросами, люди наверняка восприняли бы ее. Но все прочие составляющие этой повестки – феминизм, права квир, антимилитаризм – вызывают у общества отторжение. Поэтому, все, что мы сейчас делаем – это вклад в будущее, в тех, кого правительство и социум еще не успели запрограммировать на патриархат и национализм».
Воспитывать молодежь по «образу и подобию своему» вознамерились также и либерально настроенные активисты. Возникший менее года назад Кружок Либералов заявляет, что его миссия – делать из молодых людей «сознательных, толерантных, активных личностей» и формировать «новую моральную систему, служащую прогрессивным ценностям».
Один из лидеров кружка, Неймат Аббасов сам участвовал во второй карабахской войне. И единственное на данный момент мероприятие, организованное Кружком совместно с молодым литератором Самедом Шихы, было посвящено обсуждению того, оправдан ли военный путь решения конфликта.
Эта общественная дискуссия состоялась 15 августа 2023 года и наделала гораздо больше шума, чем ожидали организаторы: проправительственные медиа объявили всех ее участников «предателями» и полмесяца вели против них кампанию в соцстеях.
Чуть позже, 20 сентября, Неймата Аббасова приговорили к 30 суткам административного ареста – якобы, за сопротивление полиции, но друзья активиста уверены, что истинной причиной стало то, что он выступил против «антитеррористической операции» в Карабахе.
Общественное объединение Artikl 54 формально тоже подпадает под категорию «послевоенных инициатив», поскольку было создано в 2021 году, хотя и безотносительно к карабахским событиям.
Название объединения – намек на 54-ю статью Конституции Азербайджанской Республики, гарантирующей гражданам «право участвовать в политической жизни общества и государства».
‒ «Мы изучаем потребности региона, привлекаем местных активистов, проводим тренинги и помогаем создавать местные общественные организации. Которые, в свою очередь, участвуют в решение проблем и удовлетворении потребностей локального сообщества. В основном, это экологические, гендерные, инфраструктурные вопросы», – говорит Абульфаз Гурбанлы, один из создателей объединения, деятельность которого в настоящий момент распространяется на семь административных районов страны.
С местными исполнительными властями Artikl 54 напрямую дела не имеет, ограничиваясь тем, что инструктирует локальных активистов и, в случае необходимости, обеспечивает им бесплатную юридическую поддержку. Но, по словам Абульфаза Гурбанлы, так или иначе, от членов объединения требуется определенная «гибкость»:
— «Проблемы, над которыми мы работаем, невозможно решить без участия властей. И наша задача – не бросать им вызов, а заставить сделать то, что нам нужно. В конце концов, мы в ответе за созданные нами местные организации».
Автор: Ника Мусави
Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.