Новости Грузии

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное право

На городских протестах легко заметить множество людей с белыми повязками на руке. Большое черное пятно на белом фоне уже стало символом фальсифицированных выборов.

«Поставь точку русской мечте», «Черное пятно Мечты», «Вечная точка Мечте» — такие лозунги слышны на митингах и других местах сбора, где граждане Грузии опротестовывают результаты парламентских выборов, заявляя, что власти забрали голоса избирателей.

Идея превратить черную точку на белом фоне в повязку, принадлежит активистам группы «Даитове» в Facebook. Это символ означает нарушение тайны голосования на парламентских выборах, состоявшихся 26 октября.

«Это символ нарушенной тайны голосования, протекшего [маркера] и в конце концов наших потерянных голосов», — сказал нам один из авторов этой идеи Илия Глонти. Говоря о протекшем маркере, он имеет в виду протекшие на обратную сторону бюллетеня чернила маркера.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное правоАктивист Илия Глонти

Как отмечает активист, линия этой борьбы проходит через каждого гражданина, поэтому очень важно, чтобы каждый увидел себя в этом процессе.

«В ходе голосования государство не смогло обеспечить защиту нашего конституционного права. Поэтому возьмите и носите эту повязку работе, чтобы ваши коллеги увидели ваш протест. В любом случае мы выходим на персональную борьбу, в конечном счете [именно она] создает в людях тот заряд, который нужен людям для протеста.

Даже если 300 тысяч человек на улицы выйдут, для «Грузинской мечты», это ничего не значит, как они сами говорят.

Поэтому надо индивидуально делать этот протест масштабным, и в конце концов нас должно стать так много, что нас невозможно будет пересчитать. Поэтому эта борьба определяется индивидуальным протестом», — говорит нам Глонти.

«Эта борьба не только против того, что наши выборы были сфальсифицированы или был принят закон об оффшорах и т.д. Необходима смена всей системы, мы хотим положить конец этой системе.
Борьба продолжится до тех пор, пока эта страна не станет членом Евросоюза, [пока она не станет страной, в которой] нас не запугивают, где проявление свободы воли не сталкивается с насилием, где не увольняют с работы за то, что ты не голосовал за правящую партию», — говорит Илия.

Студентка Кети Паксадзе также появилась на митинге в Батуми с белой повязкой с черной точкой. Кети считает, что черная точка, помимо символа нарушения тайны голосования, является еще и символом прекращения правления «Грузинской мечты».

«Наше якобы тайное голосование просочилось. Эти «просочившиеся» голоса оказались причиной той реальности, в которой мы сейчас находимся. Думаю, это та черная дыра, в которой сгинет «Грузинская мечта», и им больше не будет места в правительстве этой страны. Мы не откажемся от свободы, добытой борьбой и кровью наших предков», — говорит Кети Паксадзе.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное правоСтудентка Кети Паксадзе

Как заявляют активисты, «это просочившееся пятно станет концом авторитаризма в этой стране».

«Парламент формируется из 150 членов Парламента, избранных при тайном голосовании на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права по пропорциональной системе от единого многомандатного избирательного округа на 4-летний срок», — Конституция Грузии, статья 37, пункт 2.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное право
Протест в Батуми против нарушения тайны голосования
Фото: «Батумелеби»/Лела Думбадзе

Организация Ассоциация молодых юристов Грузии (АМЮГ) наблюдала за выборами по всей стране и одна из первых потребовала аннулировать результаты с 2 263 участков, то есть со всех участков, на которых голосование проводилось с использованием новых электронных технологий.

«Одной из фундаментальных основ демократических выборов является принцип тайны голосования, который защищен как Конституцией Грузии, так и международными актами. Принцип тайного голосования записан в Органическом законе Грузии и Избирательном кодексе Грузии.

В Европейской конвенции по правам человека также говорится о тайне голосования. Можно также упомянуть рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ, которые очень четко указывают органам, ответственным за организацию выборов, что абсолютная тайна голосования должна соблюдаться на всех этапах процесса голосования, в том числе на этапе внесения бюллетеня в аппарат для подсчета», — говорит представитель АМЮГ Николоз Одикадзе.

По его словам, ни бюллетень, ни конверт [папка], ни электронное устройство для подсчета голосов не смогли обеспечить защиту тайны голосования.

«Бюллетени были напечатаны по всей стране в одной типографии, на бумаге, предоставленной ЦИК. С этой точки зрения разницы в избирательных бюллетенях по округам не будет. Маркер вытекал на обратную стороне бюллетеня, и исходя из того, что рамка-конверт и бюллетень разного размера, во время проскальзывания бюллетеня, можно было понять, за кого проголосовал избиратель», — говорит Николоз Одикадзе.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное правоПротестные плакаты на митинге в Батуми
Фото:»Батумелеби»/Лела Думбадзе

Почему во время голосования важно обеспечивать тайну голосования?

«Если не обеспечить тайну голосования, избиратель может почувствовать страх, давление, стыд и так далее.

Тайна голосования – самое главное, только тогда человек сможет принять решение свободно, независимо от внешних факторов.

В комнатах для голосования были установлены видеокамеры «Грузинской мечты», члены избирательной комиссии также были обязаны там находится, и в общем целом избиратель мог чувствовать, что находится в атмосфере давления», — говорит Николоз Одикадзе.

АМЮГ: «На основе доказательств мы утверждаем, что в день выборов был массово нарушен принцип тайны голосования, что нарушает права, гарантированные Конституцией Грузии».

«Мы обжаловали результаты со всех участков, где голосование проводилось электронное голосование. Даже если других серьезных нарушений на избирательных участках не было, а было только одно — нарушение тайны голосования, это является достаточным основанием для непризнания результатов выборов, поскольку это существенное нарушение. Удовлетворение наших жалоб приведет к новым выборам», — говорит Одикадзе.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное право

Только один судья муниципалитета Тетрицкаро Владимир Хучуа констатировал нарушение тайны голосования на выборах прошедших 26 октября и из-за нарушения тайны голосования признал результаты выборов в этом округе недействительными.

В ходе судебного заседания он провел эксперимент, который показал, что на выборах была нарушена тайна голосования.

«Я принял решение, основываясь на судейской присяге, совести, верховенстве закона, справедливости и доказательствах», — сказал судья Хучуа.

Однако в итоге грузинские суды не удовлетворили ни одну жалобу, касающуюся процесса выборов.

«То, что нарушается тайна голосования, признавала и ЦИК, потому что в 2021 году, когда в Крцанисском районе проходили промежуточные выборы, эта проблема была выявлена, и мы обратились в ЦИК для устранения этой проблемы.

Во время предвыборной кампании, когда ЦИК проводила имитацию голосования, тайна голосования также была нарушена. Однако в ЦИК заявили, что это тестовый бюллетень, и пообещали нам, что качество бумаги изменится, однако как мы видели, этого не произошло.

Согласно закону, если более половины избирателей заявят, что тайна голосования нарушена, то должны быть назначены новые выборы», — сказал нам Николоз Одикадзе.

О нарушении тайны голосования говорит и Миша Бенидзе, представляющий наблюдательную миссию от коалиции — «Мой голос». По его словам, нарушение основополагающего принципа тайны голосования ставит под сомнение легитимность выборов.

«Перед этими выборами мы слышали беспокойство и опасения многих людей по поводу того, что конфиденциальность их голосования не будет защищена. По поводу новых технологий распространялось много целенаправленной дезинформации, что власти будут знать, кто за кого голосовал.

Люди нам говорили, что эта машина [для подсчета голосов] определит, кто за кого голосовал, в какое время и так далее. Мы говорили гражданам, что у этой машины нет таких возможностей, но в день выборов мы увидели, что на бюллетенях массово просачивались чернила, а тайна голосования практически не соблюдалась. Мы также увидели, что представитель комиссии, стоявший возле этой машины, мог свободно фиксировать, за кого проголосовал избиратель. Это было настолько заметно, что во многих случаях процесс ставил в неловкое положение даже членов комиссии», — говорит Миша Бенидзе.

По его словам, были также случаи, когда представители комиссии прямо открывали конверт-рамку и видели, за какую партию проголосовал избиратель. Эти факты были зафиксированы на видео, и по этому поводу было подано множество жалоб.

«Также на каждом участке были установлены видеокамеры, которые были направлены на урну или на кабину для голосования, и по этим записям можно идентифицировать, кто за кого проголосовал. Я, как один гражданин, возможно, могу действовать так, что бы суметь сохранить свой голос в тайне, но если процесс допускает массовое нарушение тайны голосования, это ставит выборы под полное сомнение.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное правоГраждане протестуют против нарушения тайны голосования на акции протеста в Тбилиси

В Грузии было подано более тысячи исков касающихся нарушения тайны голосования.

По словам Миши Бенидзе, в любом правовом государстве, результаты выборов на которых имели место столь масштабные нарушения, были бы аннулированы.

«Граждане, а также международные партнеры не должны признавать результаты, и мы должны требовать проведения новых выборов», — говорит Бенидзе.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное право
Митинг в Тбилиси. Граждане требуют повторного проведения выборов

Правительсво, ЦИК и председатель Центральной избирательной комиссии Георгий Каландаришвили не согласны с тем, что на выборах была нарушена тайна голосовния. По словам Каландаришвили, то что «где-то на обратной стороне (просочилась) краска», это не является нарушением тайны голосования.

Страны ЕС уже поставили под сомнение легитимность парламентских выборов. Например, вице-президент Еврокомиссии Маргарита Схинас заявила, что парламентские выборы 26 октября не соответствуют стандартам страны, которая является кандидатом на членство в ЕС.

«Эти выборы не соответствуют стандартам, ожидаемым от страны, которая является кандидатом на членство в ЕС», — сказала она.

Представители восьми стран ЕС в Грузии также высказали резкие оценки касательно прошедших выборов. Как отметил депутат немецкого бундестага Михаэль Рот, «тайна голосования не была обеспечена, было широко распространено запугивание и подкуп».

«Если эти обвинения не будут расследованы независимо, мы призовем к применению индивидуальных санкций против тех, кто ответственнен за манипуляции, связанные с выборами, и запугивание избирателей», — заявил Михаэль Рот.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное правоМихаэль Рот на митинге протеста в Тбилиси

Депутат Европарламента Маркета Грегорова говорит, что она лично была свидетельницей фактов фальсификаций на парламентских выборах в Грузии.

«Я лично стала свидетелем прямых манипуляций в разных частях страны. Это были тревожные случаи вброса бюллетеней, очевидных мошеннических действий, нарушения тайны голосования и запугивания.

Невозможно назвать эти выборы справедливыми, нам необходимо расследование нарушений и введение целевых санкций против ответственных лиц», — заявила Грегорова во время дебатов в Европарламенте.

«Мы должны занять четкую позицию в Евросоюзе: выборы в Грузии не были демократическими. Мы их не признаем. «Грузинская мечта» не победила», — отметила другой депутат Европарламента Раса Юкнявичяне говоря о выборах, прошедших в Грузии.

Президент Грузии Саломе Зурабишвили также не признает результаты выборов 26 октября. Об этом она заявила 27 октября, на втрой день после выборов.

«Я не признаю эти выборы. Эти выборы не могут быть признаны. Это то же самое, что признание вхождения сюда России, подчинения Грузии России. Я приехала в страну не для этого. Наши предки не для этого жили, и мы этого не примем. Никто не может отнять у Грузии европейское будущее», — заявила Зурабишвили.

Она призвал партии, преодолевшие порог — четыре коалиционных союза — держаться вместе. Зурабишвили также обратилась к народу.

«Мы должны встать вместе и заявить, что не признаем эти выборы, не терпим Россию и ее вторжение в Грузию в такой форме. Мы будем стоять вместе», – заявила Саломе Зурабишвили.

Что собирается делать оппозиция?

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное право

11 ноября часть оппозиции провела консультации по согласованию общего формата. Оппозиционные партии договорились о единой стратегии и потребовали международного расследования нарушений на выборах.

Оппозиционные коалиции считают, что демократический мир не должен признавать результаты выборов 26 октября и что гражданское сопротивление должно усилиться.

В настоящее время стране продолжаются протесты с требованиями проведения новых выборов.

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное право
Против ЦИК подан иск за нарушение тайны голосования

«Черное пятно» — тайна голосования как конституционное право

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.