«Правящая «Мечта» укрепилась в замке, но как долго она там продержится?» — Интервью
«Если люди настроены не уступать свободу и противостоят пропаганде «Грузинской мечты» правдой, в долгосрочной перспективе ложь обязательно потерпит поражение, потому что в конечном итоге никто не хочет жить во лжи», — говорит Каха Гоголашвили, директор Центра европейских исследований Фонда Рондели.
В интервью Batumelebi он обсудил, с чем сталкивается истеблишмент «мечты» миллиардера Б.Иванишвили, санкционированный Западом.
Сегодня в Грузии люди требуют освобождения задержанных, наказания лиц, участвовавших в пытках, и назначения новых выборов. Какие шаги еще необходимо предпринять, чтобы «Грузинская мечта» прекратила упрямство и приняла эти требования?
— На данном этапе «Грузинская мечта» стремится избежать любой ответственности и критики, что ясно видно по контролируемым ею телеканалам и в социальных сетях, где представляют совершенно иную реальность.
В выступлениях так называемого премьер-министра и других высокопоставленных лиц прослеживается попытка убедить население в том, что они контролируют ситуацию, что протестный настрой ослабевает и так далее. Это не та позиция, с которой можно начать диалог для удовлетворения этих требований.
Международные усилия продолжаются, но мы видим, что у правительства практически нет диалога с представителями Европейского союза или парламентских делегаций, которые приезжают сюда. Они не разговаривают.
Что касается визита генерального секретаря Совета Европы, мы знаем, что он прибыл не по собственной инициативе, а по решению бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Некоторые представители политических партий утверждают, что визит генерального секретаря ничего не значит, но на самом деле он представляет Парламентскую ассамблею Совета Европы, в частности бюро, которое уполномочено участвовать в таких вопросах от имени ассамблеи. Поэтому я считаю, что визит генерального секретаря имеет определенное значение, поскольку он предоставит информацию ассамблее, и, возможно, будет оказано давление на власть «Грузинской мечты» со стороны Парламентской ассамблеи.
В какой форме?
— Может быть принята резолюция с предупреждением властям «Грузинской мечты» о необходимости проведения новых выборов, освобождения задержанных на акциях и так далее. В противном случае Грузия может потерять право голоса в Совете Европы.
Европейский союз договорился об аннулировании дипломатических паспортов высокопоставленных лиц «Грузинской мечты», а также о приостановке безвизового режима для них. Неужели и это не остановит власть Иванишвили?
— Трудно сказать. Дело в том, что «грузинская мечта» была готова к таким осложнениям — как психологически, так и политически. Мы видим, что вся информация доносится до населения странным образом, они пытаются нивелировать весь нанесенный ущерб.
Но здесь есть самое важное, на что редко обращают внимание. Страна фактически «под санкциями», поскольку приостановка помощи — это приостановка привилегий. По своему эффекту приостановка десятков миллионов помощи равносильна санкциям и затрагивает не только правительство, но и всю страну.
Они были готовы к тому, что экономика может рухнуть?
— Экономика не рухнет так быстро, но это наносит ущерб развитию Грузии. Например, оборонный сектор не получил 30 миллионов евро, которые ЕС приостановил. Это же вредит обороне. Они говорят: «Ничего, мы выделим», но нам нужно развитие.
Это касается не только обороны; приостановка помощи отражается на всех сферах, поскольку затрагивает все отрасли. Малый бизнес и многие другие направления пострадали. Реформы также не удастся провести, но, похоже, их реформы не интересуют. Заявления о том, что «мы выделим средства», — это лишь пустые слова.
Вы видите, какая инфляция в стране, и все это нужно учитывать в реальной ситуации.
«Грузинская мечта» ждет заключения ОБСЕ/БДИПЧ. Оппозиция также обратилась к ОБСЕ/БДИПЧ с просьбой направить специальную миссию. Если заключение ОБСЕ будет негативным, сможет ли Иванишвили сохранить власть?
— Власть Иванишвили стала очень искусной в манипуляциях.
Редко когда OSCE/ODIHR прямо заявляет о фальсификации выборов. Например, в случае с Беларусью они это зафиксировали. Но обычно они указывают на нарушения и то, что выборы не отражают реальные результаты.
Если в отчете будут подчеркнуты те пункты, на которые указывали президент Грузии и 34 депутата, станет ли это аргументом для проведения новых выборов?
— Да, конечно, именно об этом и идет речь.
Учитывая, что заключение ОБСЕ может не быть однозначным в том, что нарушения настолько повлияли на результаты, что власть должна быть другой, «Грузинская мечта» попытается манипулировать ситуацией.
Поэтому важны протесты народа и поддержка международных акторов.
В любом случае, независимо от того, были ли выборы сфальсифицированы, есть достаточные основания, поскольку Конституция была нарушена несколько раз. Политический кризис налицо.
Почему Кобахидзе ежедневно заявляет, что протестный настрой ослабевает, что «практически его уже нет», что люди больше не выходят на акции и так далее? Все это делается для того, чтобы затем утверждать, что в стране нет политического кризиса и нет необходимости проводить новые выборы.
Поэтому необходимо, чтобы население продемонстрировала свою позицию, поскольку она действительно выражена на улицах.
Даже тот факт, что ни одна оппозиционная партия не вошла в парламент, уже свидетельствует о наличии политического кризиса, к которому добавляется народный протест.
В текущих условиях парламент не способен принимать решения квалифицированным большинством, что ставит под сомнение его дееспособность.
«Мечта» стремится затянуть процесс до инаугурации Трампа. Однако учитывая оспаривание результатов выборов, массовые протесты и непризнание власти народом, насколько, вероятно, что администрация Трампа предпримет шаги, выгодные правительству Иванишвили?
— Абсолютно верное замечание.
Администрация Трампа оценит ситуацию в Грузии, учитывая мнение европейских партнеров и демократического мира в целом.
Она не сможет снять все санкции или претензии к «Грузинской мечте», когда ее партнеры и народ Грузии придерживаются противоположного мнения.
«Грузинская мечта» пытается сохранить свой рейтинг среди избирателей, убеждая их, что к 20 января все прояснится, протесты утихнут и проблемы исчезнут, представляя Европу как несамостоятельную и зависимую от США, что является абсурдным и невежественным утверждением.
Для США важнее сохранить сотрудничество с Европой, чем поддерживать диктаторский режим в Грузии, особенно когда 4/5 депутатов Европарламента единодушно требуют проведения новых выборов в Грузии.
После выступления в Европарламенте президенту Саломе Зурабишвили председатель Европарламента Роберта Мецола заявила, что они не одиноки, что их видят, слышат и поддерживают.
— Европа обязательно проявит единство в этом вопросе.
Орбан и Фицо не имеют значительного влияния на ЕС и используют технические ограничения, существующие в общей внешней и оборонной политике ЕС.
Однако в данном случае это не сработает, поскольку, несмотря на отсутствие консенсуса, Европа может ввести односторонние санкции, демонстрируя свое единство.
В Батуми на акции один из врачей спросил спецназовцев, как бы они отнеслись к отказу врачей лечить их семьи из-за жестокого избиения протестующих. Несмотря на такое отношение, полиция не испытывает дискомфорта при применении силы к участникам акций.
В каких случаях возможен протест среди полицейских? Ведь в последние дни почти все сферы дистанцировались от антиевропейской политики «Грузинской мечты», за исключением силовых структур.
— Если в других институтах режиму не удалось полностью подавить любовь к демократии и стремление к свободе, то в полиции это удалось, вероятно, благодаря серьезной работе с их стороны, пропаганде и материальной заинтересованности, не жалея средств из нашего кармана для создания особых условий, вовлекая их в антигосударственные действия.
Со временем некоторые из них могут отказаться выполнять преступные приказы, но это не произойдет мгновенно.
Были отдельные заявления, когда некоторые покидали должности в полиции, но «Грузинская мечта» быстро реагирует на такие трещины, стремясь немедленно их залатать, строя крепость для защиты от народа. Но сколько они смогут сидеть в этой крепости?
Речь идет о том, кто выдержит дольше, поскольку кризис — это напряжение и стресс. Если люди настроены не уступать свободу и противостоят пропаганде «Грузинской мечты» правдой, в долгосрочной перспективе ложь обязательно потерпит поражение, потому что в конечном итоге никто не хочет жить во лжи.
Режим, нарушивший фундаментальные права человека, проявивший себя как антидемократическая, пророссийская сила, не может рассчитывать на симпатии демократического мира.