Бешенный принтер «Грузинской мечты»: волна репрессивных законов партии Иванишвили
«Грузинская мечта», кажется, включила бешенный принтер, который печатает один репрессивный закон за другим. В оппозиции, где прежние законодательные инициативы властей называли «российскими», теперь говорят: новые регуляции партии олигарха Иванишвили даже хуже путинских. Как «Грузинская мечта» закручивает гайки – в материале SOVA.
5 февраля лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе анонсировал новый закон, ограничивающий деятельность СМИ и вводящий прямую цензуру. По словам депутата, планируется установить стандарты объективности средств массовой информации, а также журналистской этики. Должны быть определены институциональные механизмы мониторинга и обеспечено соблюдение этих стандартов. Финансирование медиаорганизаций из иностранных источников будет ограничено.
«Если говорить в целом, то это т. н. нормы, именуемые стандартом Би-би-си, действующие сегодня в Британии. В данном случае мы введем законодательство, соответствующее британским нормам и подходящее для грузинского медиарынка, чтобы обеспечить защиту наших граждан от лжи и получить максимальные гарантии иностранного невмешательства».
Одновременно Мдинарадзе сообщил о планах принять «грузинский аналог американского FARA» (Foreign Agents Registration Act, Закон о регистрации иностранных агентов). Утвержденный весной 2024 года «российский» закон об иноагентах лидер большинства назвал облегченной версией FARA. Других подробностей он раскрывать не стал.
Двумя днями ранее, 3 февраля, стало известно о рассмотрении властями другой серии «драконовских» поправок. Они должны быть внесены в Административный и Уголовный кодексы Грузии. Это уже вторая волна репрессивных законодательных инициатив после парламентских выборов. Мдинарадзе пообещал, что на этом парламент не остановится: «Будет еще много ужесточения административных наказаний».
«Это садистское поведение»: почему критики грузинской власти говорят о новом уровне репрессий
Репрессивные законопроекты рассматриваются в ускоренном формате и могут быть утверждены уже к концу недели. Они были вынесены на повестку дня сразу после открытия весенней сессии парламента.
- Ограничения на проведение митингов и манифестаций:
- Будет запрещено проведение акций на частной территории без разрешения собственника;
- Будут введены штрафы и административный арест за блокировку входов в здания, магистралей, мостов и других объектов инфраструктуры;
- МВД получит право прекращать манифестации и отказывать в их проведении без четких критериев.
- Ужесточение ответственности организаторов:
- Расширится определение «организатора» акций, что позволяет привлекать к ответственности более широкий круг лиц;
- Организаторы будут обязаны уведомлять муниципалитет о проведении акции.
- Увеличение санкций за административные правонарушения:
- Сроки задержания будут увеличены до 60 суток;
- Оскорбление должностного лица теперь классифицируется как административное правонарушение;
- Штрафы за мелкое хулиганство, вандализм, неповиновение требованиям сотрудников правоохранительных органов и их оскорбление, блокирование входов в здание суда и за другие аналогичные административные правонарушения.
- Уголовная ответственность за протесты:
- Публичные призывы к насилию караются штрафом, общественными работами или лишением свободы до 3 лет;
- Сопротивление или насилие против представителей власти наказывается лишением свободы от 2 до 12 лет в зависимости от обстоятельств;
- Угроза насилия в отношении государственных служащих карается лишением свободы до 6 лет.
Новая инициатива, ограничивающая гражданские права жителей Грузии, впервые была озвучена всего за день до открытия весенней сессии и через день после масштабного митинга у торгового центра Tbilisi Mall на выезде из столицы.
В ходе той акции были задержаны три десятка человек. Ко многим из них силовики, в том числе высокопоставленные чиновники МВД, применили насилие. При этом в отношении восьми лиц, арестованных у Tbilisi Mall по административным правонарушениям, впоследствии обвинения были ужесточены, а их дела переквалифицированы на уголовные. Теперь МВД обвиняет их в попытке групповой блокировки стратегически или особо важного объекта.
Примечательно, что всего за пару дней до митинга власти спешно внесли изменения в перечень объектов стратегического и/или особого значения. 31 января, после того, как появился анонс акции протеста, премьер-министр Ираклий Кобахидзе подписал постановление, в соответствии с которым в список добавляются автомобильные дороги международного значения.
В соответствии со статьей 222 Уголовного кодекса Грузии, блокировка стратегического объекта предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком до 2 лет, а совершение данного деяния группой лиц – от 2 до 4 лет.
Первый широкий пакет репрессивных законов был принят «Грузинской мечтой» накануне Нового года. Большая часть из принятых в конце декабря поправок касалась ужесточения законодательства по отношению к протестующим:
- Ограничения на проведение протестов:
- Ужесточены правила для водителей, присоединяющихся к маршам протеста. Нарушение дорожного движения может повлечь штраф в 1000 лари и лишение водительских прав на год;
- Размещение протестных материалов (плакатов, трафаретов) без разрешения карается штрафом в 1000 лари;
- Перекрытие дорог во время акций протеста может привести к штрафу в 5000 лари для каждого участника и до 15 000 лари для организаторов. Вместо штрафа возможен административный арест на срок до 15 суток.
- Превентивное задержание:
- Полиция получила право задерживать лиц на срок до 48 часов на основании предположения, что они могут совершить преступление, если ранее уже были замечены в подобных действиях. Обжалование такого задержания требует прохождения всех судебных инстанций, что делает процесс длительным и сложным.
- Санкции за использование пиротехники, лазерных устройств и сокрытия лица:
- Наличие пиротехники на митинге, даже если она не использовалась, влечет штраф в 5000 лари или административный арест до 15 суток;
- Использование лазерных устройств, которые могут мешать работе правоохранителей, карается штрафом в 2000 лари.
- Закрытие лица маской или любым другим средством влечет за собой штраф в размере 2000 лари.
- Ответственность несовершеннолетних и их родителей:
- Если несовершеннолетний участник протеста нарушает закон, его родители могут быть оштрафованы на сумму от 100 до 300 лари за «ненадлежащее воспитание».
- Изменения в Избирательном кодексе:
- Увеличение мажоритарной составляющей на местных выборах, что, по мнению экспертов, может усилить влияние правящей партии.
Помимо репрессивных законов, в первую очередь нацеленных на гражданское общество, депутаты от «Грузинской мечты» намерены заняться и репрессиями в отношении политических оппонентов. 5 февраля в парламенте была создана временная следственная комиссия, задача которой оценить действия прошлых властей (2003-2012).
В правящей партии считают принципиально важным провести расследование системных преступлений, которые в течение девяти лет совершались «агентурным режимом», существовавшим в годы правления Саакашвили. Главной мишенью комиссии является «Единое национальное движение», но поскольку власти называют «коллективным Нацдвижением» в целом прозападные партии, под ударом может оказаться вся оппозиция.
«Нам нужен своеобразный Нюрнбергский процесс для того, чтобы Грузия больше никогда не вернулась в темное прошлое», — заявил премьер-министр Кобахидзе.
При этом «Грузинской мечте» пришлось обойти регуляции, установленные парламентским регламентом. Не менее половины членов временной следственной комиссии должны представлять оппозицию. Но поскольку реальная оппозиция – все четыре партии, преодолевшие на выборах 5-процентный барьер – бойкотировала работу парламента, власти решили создать искусственную. Парламентское большинство покинули члены партии «Сила народа», которые участвовали в выборах в коалиции с «Мечтой». Такое же решение приняли члены «Европейских социалистов». Таким образом формально парламент Грузии перестал быть однопартийным.
Нюрнберг для «Нацдвижения»: в Грузии создадут комиссию по расследованию «преступлений» оппозиции