Новости ГрузииПолитика

Как раньше не будет. Что изменится во внешней политике ФРГ?

Как раньше не будет. Что изменится во внешней политике ФРГ?

Созданному после выборов в бундестаг правительству ФРГ предстоит расставить совершенно иные приоритеты во внешней политике. Упор будет сделан на собственной обороноспособности, лидерстве в Европе и поиске партнеров.Можно с уверенностью сказать, что сформированное после выборов в бундестаг 23 февраля новое правительство Германии столкнется с огромными вызовами в области внешней политики. Речь идет об эпохальных переменах, о переориентации практически во всех областях. Или, говоря иначе, об окончательном прощании с комфортной ролью экономически мощной, но геополитически довольно робкой страны.

На протяжении многих десятилетий после Второй мировой войны министры иностранных дел Германии могли рассчитывать на привлекательную работу: прочно укрепив свои связи с Западом, страна превратилась в сторонника многовекторных отношений, защитника демократии и верховенства закона. Внешнеполитические решения принимались в тесном сотрудничестве с дружественными западными государствами, а за безопасность ФРГ отвечали США.

США больше не намерены гарантировать безопасность Германии

А сейчас ситуация кардинально изменилась? На Мюнхенской конференции по безопасности (MSC) новый вице-президент США Джеймс Дэвид Вэнс объявил, что Европа должна сама нести расходы на оборону и брать на себя ответственность за свою безопасность. Вероятный новый канцлер ФРГ, председатель Христианско-демократического союза (ХДС) Фридрих Мерц (Friedrich Merz) не скрывал раздражения по этому поводу. «Это историческая дата: американские гарантии безопасности ставятся под сомнение, а сами американцы ставят под сомнение демократические институты», — заявил он в интервью DW. И все это происходит с бешеной скоростью.

Эксперт парламентской фракции ХДС по вопросам внешней политики Родерих Кизеветтер (Roderich Kiesewetter) считает, что страна находится на перепутье. Германия должна осознать, что демократическое и правовое государство находится под угрозой. Китай, например, сегодня делает все возможное, чтобы расширить свое влияние и усилить зависимость демократических государств, таких как Германия.

«Давайте покончим с наивностью в отношении Китая!»

В интервью DW Кизеветтер выступает за политику, ставящую во главу угла национальные и экономические интересы страны. «В противном случае экономические последствия будут огромными, а НАТО потеряет свой сдерживающий эффект. Для этого, однако, необходима четкая стратегическая и политическая переориентация внешней политики и политики безопасности. Старое умиротворяющее мышление и наивность в отношении Китая не только не подходят, но и контрпродуктивны», — заявил депутат.

Как и в прошлом, влияние Германии на Ближний Восток останется довольно ограниченным. Будущее правительство также будет руководствоваться принципом «основополагающей государственной политики», то есть последовательной защитой права Израиля на существование. И оно продолжит выступать за «решение о двух государствах» — израильском и палестинском. Даже если вероятность этого становится все меньше и меньше.

Немецкие миротворцы для Украины

Даже в доминирующей в настоящее время теме политики в отношении Украины, вряд ли что-то останется неизменным. Весной 2022 года, сразу после начала агрессивной войны России против Украины, Берлин стал крупнейшим после США помощником Киева, как в военном отношении, так и в плане приема беженцев. Теперь же возникла угроза заключения соглашения о прекращении войны, которое, вероятно, будет обсуждаться только между США и Россией. Германия и другие страны, вероятно, в первую очередь европейские, будут отвечать за обеспечение этого мирного соглашения своими военнослужащими. В любом случае, президент США Трамп уже заявил, что не намерен отправлять в Украину американских военных.

Насколько готово население Германии поддержать участие своих военнослужащих в миротворческом контингенте в Украине, еще предстоит выяснить. В ходе опроса, проведенного институтом изучения общественного мнения Forsa, идею поддержали 49 процентов, 44 процента — высказались против. Пока еще действующий федеральный канцлер Олаф Шольц (Olaf Scholz ) заявил в эфире телеканала ARD: «Мы приветствуем тот факт, что ведутся переговоры о мирном урегулировании, но для нас очевидно, что это не означает, что мир может быть продиктован, и что Украина должна принять то, что ей предлагают».

Бундесвер должен быть значительно усилен

Но именно это и может произойти. В любом случае Германия должна сосредоточиться на собственной эффективной обороне, предпочтительно в тесном сотрудничестве с другими странами-членами ЕС. Председатель комитета бундестага по делам ЕС Антон Хофрайтер (Anton Hofreiter) уже подсчитал, что на эти цели необходимо выделить 500 млрд евро — головокружительную сумму.

По мнению Фридриха Мерца, Германия должна взять на себя инициативу в Европе. «Все ждут от Германии большей ответственности и лидерства. Я неоднократно призывал к этому. Германия, безусловно, самая густонаселенная страна Европы. Германия находится в геостратегическом центре европейского континента. Мы должны выполнять эту роль», — сказал он DW.

Для Мерца наращивание немецкого военного потенциала важно не только в связи с Украиной. «Это мир в Европе против российской агрессии, которая доходит до нас здесь, в Германии, каждый день. С угрозами для нашей инфраструктуры, для наших сетей передачи данных, для телекоммуникационных и энергетических кабелей на дне Балтийского моря», — пояснил он.

В том, что касается Ближнего Востока, влияние Германии будет, как и в предыдущие годы, оставаться ограниченным. Новое правительство будет следовать государственной доктрине и защищать право Израиля на существование. И ориентироваться на урегулирование конфликта на Ближнем Востоке по принципу «двух государств» — израильского и палестинского. Хотя это и становится все менее вероятным.

Удвоение оборонного бюджета после 2028 года?

Что все это означает с практической точки зрения? Основное внимание, вероятно, будет уделяться достижению собственной обороноспособности, что нынешний министр обороны Борис Писториус (Boris Pistorius) сформулировал как «боеспособность» еще в октябре 2023 года. С лета 2022 года существует специальный фонд (финансируемый за счет новых долговых обязательств) в размере около 100 млрд евро для перевооружения бундесвера, но он будет исчерпан к 2028 году. Тогда расходы на армию могут резко вырасти с нынешнего уровня — около 50 млрд евро в год — до 80 или даже 90 млрд.

Будут ли эти деньги получены за счет новых долговых обязательств или сокращения расходов в других областях, в настоящее время является предметом жарких дебатов в рамках предвыборной кампании. Однако, по мнению Кизеветтера, такое резкое увеличение расходов является жизненно важным для будущего правительства. Без сильного вооружения Германию просто перестанут воспринимать всерьез в Вашингтоне. «Геоэкономика в отношении будущего трансатлантического партнерства будет означать, что Европа должна будет предложить минимальный пакет, чтобы сохранить США в качестве сильного партнера в Европе и НАТО», — указал политик.

Новые партнеры — Саудовская Аравия и страны Южной Америки?

Это еще одна причина, по которой министр иностранных дел Анналена Бербок (Annalena Baerbock) в эфире ZDF почти отчаянно и неоднократно взывает к единству Европы в качестве ответа на все изменения в мире. «Нас 450 млн человек. Мы — крупнейший единый рынок в мире. Мы установили новые партнерские отношения. И теперь мы должны использовать все это вместе и не теряться в мелочах», — заявила глава немецкого внешнеполитического ведомства. К новым партнерствам, очевидно, относятся соглашения со странами Персидского залива. Или государствами Латинской Америки. Например, с Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, ЕС заключил соглашения об ассоциации в декабре 2024 года.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.