Зурабишвили: стабильность в регионе Черного моря — в интересах США и ЕС

Саломе Зурабишвили, пятый президент Грузии, заявила в интервью объединенному новостному порталу Латвийского радио и телевидения, что у США сегодня «нет времени интересоваться еще чем-то», кроме «центральных вопросов». Однако она уверена, что, когда вопросы будут сняты, Грузия станет темой для обсуждения, поскольку стабильность в черноморском регионе — в интересах США и ЕС.
«Думаю, у них нет времени интересоваться чем-то еще, кроме тех центральных вопросов, которые администрация обозначила в самом начале. Но я уверена, что после того, как они добьются того, чего смогут добиться на переговорах по Украине и на мирных переговорах, они будут заинтересованы в том, чтобы в Грузии, в том числе на побережье Черного моря, не возникло новых проблем.
Поэтому заинтересованность в стабильности — в том, чтобы этот кризис, который сегодня (в Грузии), вот уже четыре месяца, является очень глубоким, не перерос в нестабильность, — это то, что, я уверена, является общим интересом как США, так и Европейского союза (ЕС)», — подчеркнула политик.
По словам Зурабишвили, санкции ЕС в отношении представителей «Грузинской мечты» — это не самый мощный инструмент, а всего лишь один из них. Есть еще дипломатия — это «кнут и пряники».
«Кнуты — это санкции. Некоторые из них уже применялись, некоторые могут быть применены в будущем. Есть и пряники, чтобы вернуть Грузию на путь истинный. В общем, они называются правилами. И я думаю, что мы должны увидеть больше правил, то есть более последовательную политику в отношении того, что требуется от грузинских властей в плане назначения новых выборов, установления графика и четкого определения условий. Что произойдет, если они («Грузинская мечта» — ред.) сделают это — если они согласятся пойти на выборы? Что это будет для них и для страны? А что будет, если они не согласятся? Каков нормальный выход из кризиса? Какова будет цена для них и для страны?», — отметила пятый президент.
Зурабишвили подчеркнула, что единственной альтернативой является создание давления на «Мечту» для проведения перевыборов.
«Потому что это — единственный мирный выход из сложившейся ситуации. А у нас кризисная ситуация, в которой ни одна из двух сторон не владеет всеми картами. Даже режим, который выглядит сильнее, не владеет всеми картами, потому что не может управлять страной. Они изолированы, и у них нет возможности двигаться дальше», — заявила политик.
На вопрос о том, какие у Зурабишвили есть инструменты, чтобы повлиять на ситуацию в стране, она ответила, что нет никаких.
«У меня нет никаких инструментов. У меня и раньше не было никаких инструментов, но это мой голос, это моя позиция, и это то, что я продолжаю делать. В основном моя работа заключается в том, чтобы пытаться донести до наших партнеров за пределами страны информацию о ситуации.
<…> Внутри страны задача состоит в том, чтобы попытаться лучше скоординировать оппозицию, представить хотя бы единый фронт — даже если партии раздельные и разные — и встать на сторону протестующих людей, потому что им нужна большая поддержка. Так что эти три направления входят в сферу моей ответственности», — пояснила Зурабишвили.
Политик также отметила, что и в Литве, и в Латвии она получила огромную поддержку демократического пути Грузии и усилий по возвращению Грузии на европейский путь.
«Поддержка народа Грузии — это очень старая история между нашими странами. И я думаю, что в прошлом у нас было много общего опыта, который показывает, что эта связь очень сильна. Поэтому я убеждена, что две страны, которые я уже посетила, <… и что> Эстония также на стороне Грузии в <деле> ее возвращения на европейский путь, и сделает все возможное в формате Европейского Союза, а также индивидуально, чтобы поддержать демократические устремления грузинского народа», — отметила она.
Зурабишвили подчеркнула, что, чем больше стран поддерживают позицию Грузии в европейских институтах, тем это значимее для всего процесса в стране.
«Мы видим, как одна или две страны могут блокировать, так что одна или две или три страны могут быть очень влиятельными, и не только они. У нас есть и другие друзья Грузии, которые тоже движутся в том же направлении. Поэтому я думаю, что нам важно иметь такую поддержку», — заключила пятый президент Грузии.
Заднее крыльцо для «Грузинской мечты»: в ЕС с евроскептиком Орбаном