Новости ГрузииПолитика

Госдума запретила покупать у блогеров рекламу в инстаграме. Какие штрафы и убытки могут их ждать?

Автор фото, Getty Images

  • Автор, Отдел корреспондентов
  • Место работы, Русская служба Би-би-си
  • Twitter,

Во вторник 25 марта Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, который запрещает размещать рекламу на сайтах организаций, деятельность которых признана нежелательной в России, и на запрещенных информационных ресурсах. В частности, речь идет о запрете рекламы в соцсетях Instagram и Facebook — владеющая ими компания Meta признана экстремистской на территории Российской Федерации. По мнению юристов, штрафовать будут как рекламодателей, так и распространителей. Опрошенные Би-би-си эксперты оценивают возможные потери блогеров в два миллиарда рублей и прогнозируют, что запрет ударит не только по их доходам, но и по доходам крупных ритейлеров.

В случае если закон одобрит Совет Федерации и подпишет президент России Владимир Путин, запрет вступит в силу 1 сентября. Из текста закона следует, что провинившихся будут штрафовать по статье 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»). Для граждан предусмотрены штрафы на сумму от 2000 до 2500 рублей, для должностных лиц — на сумму от 4 000 до 20 тыс. рублей, юрлиц — 100 до 500 тыс. рублей.

В руководстве ФАС по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы» указано, что рекламой является «неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования», которую распространяют в любой форме и с использованием любых средств.

«Крючок для контроля публикаций»

Пока нет однозначного ответа на вопрос, какие именно посты будут определяться как рекламные, говорят юристы.

«Под запрет попадает размещение рекламы на сайтах организаций, которые в России признаны нежелательными, экстремистскими или террористическими. [В свое время] внесение Meta в перечень экстремистских организаций сопровождалось разъяснением, что Facebook и Instagram решение [о размещении рекламы] не коснется. При этом обе соцсети в России заблокированы, также известны случаи, когда суды назначали людям штрафы из-за логотипа Facebook на сайте», — сказал Би-би-си юрист, который ведет дела в цифровой сфере и связанные с деятельностью в интернете, попросивший об анонимности.

На вопрос, коснется ли это бизнес-аккаунтов в инстаграме, он ответил: «Можно ожидать прецедентов преследования за любые продажи рекламы в инстаграме. Тут важно понимать, что уполномоченный орган по применению закона „О рекламе» — это Федеральная антимонопольная служба, и направленно охотиться за инста-блогерами она будет вряд ли. В первую очередь запрет касается блогеров, затрагивающих острые вопросы, целенаправленную охоту на тех, кто рекламирует доставку тортов или продажу путевок, мы пока не ждем».

С сентября 2022 года блогеров обязали маркировать рекламу и заносить данные о рекламных интеграциях в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). В ноябре 2023 Роскомнадзор впервые оштрафовал телеграм-канал за отсутствие маркировки на 300 тыс. рублей. А в ноябре 2024 года ведомство рассказало о системе «Робот», которая автоматически находит нарушения в рекламных маркировках. По состоянию на январь 2025 года РКН рекомендовал маркировать рекламу и в инстаграме, несмотря на то, что он не входит в перечень соцсетей, утвержденный ведомством.

Александр Хинштейн сидит за столом

Автор фото, GAVRIIL GRIGOROV/AFP

Но из текста закона неясно, будут ли ведомства штрафовать блогеров за маркированные посты, размещенные до принятия закона. Во время обсуждений законопроекта в июле прошлого года один из соавторов Александр Хинштейн (сейчас он и.о. губернатора Курской области) сказал, что закон не будет распространяться на «правоотношения, наступившие до его вступления в силу». «Иными словами, если есть договор, скажем, годовой на рекламу, понятно, что в данном случае никто отвечать за это не будет, если договор был заключен до появления закона», — пояснил Хинштейн.

Во время своего выступления в Госдуме Хинштейн объявил, что суть нового законопроекта — в борьбе с зарубежными ресурсами, которые ведут «открытую антироссийскую антигосударственную деятельность». Эта мера, как и другие в череде запретительных законов, направлена на то, чтобы контролировать высказывания россиян на публичных платформах и наказывать критиков российского правительства.

Так, в марте прошлого 2024 года из этих же соображений российские власти запретили покупать рекламу у «иноагентов». Тогда спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что иноагенты не должны зарабатывать деньги, так как многие из них не скрывают, что «жертвуют средства ВСУ, которые убивают наших солдат, офицеров, мирных граждан». А в июле прошлого года власти обязали владельцев публичных телеграм-каналов с аудиторией более 10 тысяч подписчиков сообщать сведения о себе в Роскомнадзор и зарегистрироваться в новом реестре. По мнению экспертов, эта мера нужна, чтобы «подвесить администраторов каналов на крючок для контроля публикаций».

Нынешний закон устанавливает ответственность и для блогеров с аудиторией более 10 тысяч подписчиков, которые не зарегистрировались в спецреестре Роскомнадзора. Им запретили размещать рекламу еще год назад, но пункт об ответственности за нарушение этого запрета внесли в закон о рекламе только сейчас. Штрафовать их будут по той же статье, что и блогеров, разместивших рекламу в инстаграме.

Отчаянное придумывание схем и миллиардные убытки

В пояснительной записке к законопроекту о запрете рекламы на запрещенных ресурсах говорилось, что он «не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности». Но агентства, сотрудничающие с блогерами, настроены не так оптимистично и прогнозируют большие финансовые потери.

«У нас во внутреннем чате сейчас появилась цифра, сколько российские блогеры потеряют в связи с этим законом — два миллиарда рублей в год, это наши специалисты посчитали. Как будут блогеры жить, честно говоря, неясно, потому что пока не совсем понятно, как этот закон будет применяться», — сообщил Би-би-си источник в одном из крупных агентств.

По его словам, до запрета для закупки рекламы в инстаграме использовались «серые» схемы, когда рекламодатель покупал рекламные интеграции в разрешенной соцсети, например, в VK, а за эти же деньги получал еще и пост в инстаграме, не указывая его в документах.

Некоторые «особо смелые заказчики», рассказывает он, напрямую указывали в контрактах покупку инстаграм-постов в отчетности, поскольку покупали рекламные интеграции у самих блогеров, а не у запрещенной соцсети. Ведь еще в начале марта 2022 года Metа отключила доступ к таргетированной рекламе в своих соцсетях на территории России, из-за чего российские блогеры подали коллективный иск в Мещанский суд Москвы на компанию с требованием возместить им убытки. В итоге суд иск и удовлетворил и взыскал с компании 4,5 млн рублей.

То есть уже три года рекламодатели и владельцы бизнес-страниц не платят запрещенным платформам за возможность разместить рекламу. Однако авторы законопроекта в пояснительной записке без ссылки на источник писали, что из-за того, что российские пользователи продолжают пользоваться запрещенными соцсетями, владельцы Facebook и Instagram получают от 50 до 90% выручки благодаря продаже рекламы.

«Когда мы все пытались остановить этот закон и ходили по разным инстанциям, мы говорили: „Зачем запрещать размещение? Деньги же идут не экстремистам в Meta, а нашим, родным блогерам, гражданам России!»» — рассказывает источник Би-би-си в одном из крупных рекламных агентств. Сейчас, по его словам, ситуация такая: до 1 сентября по «серым схемам работать можно», дальше — непонятно. «В принципе, штрафы [за нарушение закона] небольшие, но насколько рьяно они [власти] будут гоняться за блогерами, мы не знаем. Сейчас все будут отчаянно придумывать схемы на будущее: пост без пометки „реклама» в Instagram и такой же пост, но с пометкой, в VK. Если за такое тоже будут штрафовать, начнем думать дальше. До сентября что-то точнее сказать сложно», — рассказал собеседник Би-би-си.

Блогер Ида Галич с микрофоном

Автор фото, Vladimir Gerdo/TASS

О том, что на рекламу в инстаграме тратятся миллиарды рублей, во время обсуждения законопроекта говорил и Александр Хинштейн. Ссылаясь на данные Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР), он утверждал что за 2023 год и первые пять месяцев 2024 года россияне потратили на рекламу в инстаграме 3,1 млрд рублей. А суммарный доход от рекламы в фейсбуке и инстаграме, по его словам, составил более 4,5 млрд рублей.

При этом сам Роскомнадзор оценил заработки блогеров в инстаграме за 2023 год только в 900 млн рублей. По данным сервиса, AdInBlog, за 2024 год 20 самых крупных блогеров в инстаграме продали рекламы на сумму более 348 млн рублей. Рейтинг возглавила журналистка Ксения Собчак, которая заработала на интеграциях 38 млн рублей. Новость о принятии закона застала Собчак в поездке: «Я пока сама ничего не знаю. Сейчас у нас в офисе подсчитывают, какими потерями нам это грозит», — ответила она корреспонденту Би-би-си на вопрос о том, какие убытки она может понести из-за нового закона.

Сооснователь креативного коммуникационного агентства hands. Артур Касимов рассказал Би-би-си, что после принятия закона доход от блогеров от инстаграма упадет до минимума. «Учитывая, что аудитория платформы (включая пользователей с VPN) остается значительной, а для многих блогеров она по-прежнему ключевая, реклама, скорее всего, сохранится — но в максимально органичном и завуалированном виде, и то под постоянным риском санкций, — считает Касимов. — До признания Meta экстремистской на платформу приходилось порядка 50-60% доходов, после признания этот показатель снизился до 10-15%, а с введением полного запрета с 1 сентября 2025 года ожидается дальнейшее падение до 1-3%».

Основатель коммуникационного агентства Co-Operation Екатерина Смолянова в разговоре с Би-би-си отметила, что закон ударит не только по блогерам, но и по крупным маркетплейсам. «Мне довольно страшно представить, что будут делать большие маркетплейсы, которым нужно продвигать Черную пятницу и [другие крупные события]. Инфлюенсеры не вырастут к сентябрю до такого уровня, чтобы только в телеграме освещать Черную пятницу. Что будут делать эти игроки, это большой вопрос. Я думаю, что они могут закладывать как бы риски в стоимость рекламы, — говорит Смолянова. — Потому что большинство охватов им дает все-таки работа в сторис с активной ссылкой, с какими-то креативами и так далее, именно в запрещеннограме».

Это в разговоре с Би-би-си подтвердил и источник в крупной интернет-компании: «Отсечение активной аудитории и большого канала — это огромная проблема. Теряют все компании, которые связаны с красивой картинкой. [Компании по продаже] одежды, обуви, косметики, маркетплейсы, поскольку свои продукты рекламировали в инстаграме».

То, что российские блогеры могут потерять из-за нового закона доход объемом в два миллиарда рублей, собеседник Би-би-си в крупной интернет-компании называет максимальной оценкой — часть дохода, предполагает он, блогерам удастся сохранить: «Люди попробуют что-то покрутить, перейти на тегирование. То есть ты пришла на премьеру, тегнула свое платье, указала бренд. Все надеются, что это сработает. С другой стороны, учитывая то, как дорогая Федеральная налоговая служба научилась искать скрытые источники дохода, все это становится все более и более рискованной историей. Большие бренды на такой рынок уже не пойдут».

По мнению собеседника Би-би-си, Госдума с помощью нового закона хочет любой ценой наказать западные платформы, которые отказываются подчиняться требованиям российского законодательства: «Они [депутаты] понимают, что запрещать уже все можно по максимуму: народ на улицы не пойдет ни из-за блокировки Youtube, ни из-за потери заработка в Instagram».

Впрочем, некоторые блогеры инициативу властей поддерживают и считают, что закон поможет усилить российские платформы. «Я предполагаю, что введение этого закона благоприятно повлияет на развитие отечественных площадок таких, как VK или маркетплейсы, которые когда-то уже делали похожие на Instagram приложения», — сказал Би-би-си блогер и бывший пресс-секретарь «ВКонтакте» Георгий Лобушкин.

Как изменится реклама в инстаграме

Пока закон не вступил в силу и не появились первые прецеденты, ни блогеры, ни рекламодатели до конца не понимают, как работать в новых условиях и какие именно посты будут классифицироваться как рекламные. Юрист и основатель компании IT PRAVO Анна Рязанова рассказала Би-би-си, что теперь в постах нельзя акцентировать внимание на конкретном товаре или услуге, нужно избегать классических рекламных формулировок и оформлений постов. Рязанова считает, что поскольку запрета на само использование соцсети пока нет, то вести свой бизнес-аккаунт и рассказывать о своих товарах и услугах все еще безопасно, ведь есть разница между саморекламой и информированием о своих услугах.

«Если кондитер просто рассказывает о своей работе — например, „печем торты на заказ, вот наши вкусы», „освободилось окно на май», — то это не реклама, а описание деятельности, и маркировать такой контент не нужно, — объясняет Рязанова. — Закрепленный пост с надписью: „ТОРТ „ПЕТУШОК» — наш хит! Самый вкусный, самый лучший! Только до пятницы скидка 30%! Закажи сейчас!» в теории может попасть под признаки „саморекламы». Но контролирующие органы определяют, реклама или нет, в каждом конкретном случае, исходя из содержания информации и всех обстоятельств ее размещения».

Основательница одного из региональных креативных агентств, попросившая об анонимности, считает, что блогеры не станут отказываться от рекламы в инстаграме, но будут придумывать более изощренные методы продвижения, чтобы не получить штраф.

«Реклама станет нативнее, будет появляться все больше product-placement, когда продукт просто интегрирован в среду блогера и на него нет прямой отсылки. Страницы брендов, малого и среднего бизнеса, будет вести сложнее, потому что нельзя будет делать призыв к покупке даже на своих постах, то есть это будут абсолютно имиджевые страницы. Контент из продающего станет полезным, но не наталкивающим на покупку. Я думаю, что еще больше появится видеоформата, потому что это единственное, что будет давать охваты. Главное — держать руку на пульсе и научиться читать и понимать законы, читая официальные источники», — заключила она в разговоре с Би-би-си.

Вход в пункт выдачи заказов Wildberries

Автор фото, Maksim Konstantinov/SOPA Images via Getty Images

«Либо лазейка, либо телеграм»

Во время обсуждения законопроекта Александр Хинштейн говорил, что ему массово писали блогеры и рекламодатели с просьбой не запрещать рекламу в инстаграме, потому что благодаря ей они «кормят семьи» и развивают бизнес. Хинштейн же заявил, что такие жалобы навели его на мысль о «некой скоординированной кампании». А сами аргументы показались ему неубедительными.

«У нас, слава богу, сегодня есть альтернатива запрещенным или заблокированным социальным сетям, и с точки зрения охвата они изначально были гораздо более конкурентны — количество пользователей отечественных социальных сетей было кратно выше даже на момент принятия решения о блокировке, а уже сегодня и говорить не приходится. Таким образом, у тех, кто хочет заниматься легальным и законным бизнесом, рекламной деятельностью, есть все возможности для самореализации, как и для того, чтобы их семьи не умерли с голоду, а их бизнес дальше развивался», — заявил политик.

Под альтернативой подразумевается российская сеть VK, которая активно пытается переманить блогеров с западных соцсетей и стать «убийцей YouTube» на фоне замедления американского видеохостинга. Блогеры, однако, не в восторге от взаимодействия с отечественной платформой: они жалуются на накрученные охваты, которые по факту приносят рекламодателям «нулевые» продажи. А у блогеров-миллионников в инстаграме в десятки раз больше подписчиков, чем в VK.

«Если говорить о наших российских площадках, то будут сильно инвестировать в их развитие скорейшее. И в развитие, и в их имидж. Потому что, честно скажу, мы для наших клиентов, например, во „ВКонтакте» делаем страницы и размещения, но толку мало. И понимают это сами бренды. Поэтому мне кажется, что не хватает не только технического ресурса и человеческого с точки зрения аудитории, но еще и имиджевого ресурса», — говорит Екатерина Смолянова.

Опрошенные Би-би-си эксперты говорят о том, что альтернативной площадкой для блогеров станет телеграм: он может приносить пусть меньшие, но стабильные и легальные доходы. Но нарастить аудиторию в телеграм-каналах гораздо сложнее.

«В телеграм стоимость подписчика варьируется от 500 до 800 рублей, так как основное продвижение идет через рекламу в других каналах, без алгоритмических рекомендаций. В инстаграм привлечение подписчиков было дешевле (30–200 рублей) благодаря таргету и органическому росту. Однако аудитория в телеграм более лояльна и вовлечена, что делает её ценнее для брендов», — объясняет основательница регионального креативного агентства, попросившая об анонимности.

Крупный инстаграм-блогер на условиях анонимности рассказала Би-би-си, что пока не беспокоится о падении доходов из-за закона, потому что активно работает с аудиторией в телеграм. «Мы работаем [с инстаграмом] до сентября, а там посмотрим. Это не первая такая ситуация с начала войны, поэтому мы просто адаптируемся. Либо будет какая-то лазейка, либо рекламодатели уйдут в телеграм. У меня в инсте рекламы достаточно мало, так что потери небольшие. „Озон», „Золотое яблоко» и так далее покупают рекламу и в телеграме. Я не переживаю, потому что у меня есть телеграм-канал, куда я много пишу и продаю там около пяти реклам в месяц. Инста — это как сторонняя подработка. Появилось что-то — хорошо, но странно на нее рассчитывать в сегодняшних реалиях. В общем, мой вывод — блогерам в России нужно иметь хороший телеграм-канал».

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.