Польша приостанавливает предоставление убежища. Кого это коснется?

Поправки в закон ограничили в Польше право на убежище — такие ходатайства мигрантов на границе с Беларусью теперь примут лишь в особых случаях. Это шаг связывают с майскими выборами президента.Польское правительство во главе с премьером Дональдом Туском издало распоряжение о «временном ограничении права на подачу прошения о предоставлении убежища», которое вступило в силу с четверга, 27 марта. Это прецедент для Польши, он стал возможным в результате внесения соответствующих поправок в законодательство, которые накануне подписал президент Анджей Дуда.
Они первоначально будут действовать в течение 60 дней и затронут только границу Польши с Беларусью. С одобрения парламента срок действия может быть продлен еще на 60 дней. Тем не менее польским пограничникам по-прежнему будет разрешено принимать заявления о предоставлении международной защиты от несовершеннолетних лиц без сопровождения взрослых, беременных женщин и людей, которым может потребоваться особое обращение, например, из-за их возраста или состояния здоровья.
Новые ограничения также не распространяются на лиц, у которых, по мнению сотрудников погранслужбы, существуют обстоятельства, «ясно демонстрирующие, что им действительно угрожает серьезная опасность причинения вреда в стране, откуда они непосредственно прибыли в Польшу».
Либерально-консервативное, сформированное четырьмя партиями правительство Туска, которое иногда называют лоскутным, занимает более жесткую позицию в отношении миграции, чем предыдущий национал-консервативный кабинет «Права и справедливости» (ПиС). Флагманский проект Туска — «Восточный щит», призван защитить Польшу не только от военного нападения, но и от потоков мигрантов, управляемых, как считают в Варшаве, Москвой и Минском. Соответствующие поправки к закону были приняты парламентом 21 февраля большинством в 386 голосов.
Правозащитники: польские власти легализуют рushback-практику
Для Уршулы Вольфрам, главы волонтерской организации «Гуманитарная чрезвычайная помощь Подляски» (Podlaskie Ochotnicze Pogotowie Humanitarne, POPH), новое распоряжение правительства — не что иное, как «легализация уже существующей рushback-практики (вытеснения мигрантов в ту страну, откуда они прибыли на границу ЕС, без рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища. — Ред.)», которую взяли на вооружение польские власти.
«Как это будет выглядеть? Должны ли будут пограничники просто смотреть людям в глаза, а потом самостоятельно решать, имеют ли эти люди право на международную защиту?», — перечисляет Вольфрам в беседе с DW в Варшаве вопросы, на которые у нее нет ответа. И напоминает, что принятие таких решений вовсе не входит в обязанности пограничников: «В Польше за это отвечает Управление по делам иностранцев».
Адвокат Ханна Мачинская из Хельсинкского фонда по правам человека говорит о «грубом нарушении международного права». Поправки в закон, по ее мнению, нарушают Европейскую конвенцию по правам человека. «Поэтому, если дело дойдет до разбирательств в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), Польша проиграет эти процессы», — предупреждает Мачинская, в прошлом заместитель уполномоченного по правам человека Польши. И добавляет, что новый закон также нарушает и польскую конституцию, которая гарантирует право на убежище.
Адвокат полагает, что за этой мерой скрывается чисто политический расчет со стороны правительства, поясняя, что Туск с помощью антимиграционного закона хочет привлечь на свою сторону избирателей, представляющих правую часть политического спектра. «Но нельзя принимать меры против оппозиции, нарушая международное право», — подчеркивает Ханна Мачинская.
Миграция — важная тема в ходе президентской кампании в Польше
В мае 2025 года в Польше пройдут президентские выборы. Сможет ли новый антимиграционный закон принести дополнительные голоса кандидату от «Гражданской платформы» (ГП) Дональда Туска, мэру Варшавы Рафалу Тшасковскому, пока неизвестно. Для наблюдателей несомненно лишь то, что убежденный европеец в своей предвыборной кампании сейчас использует новую для него риторику.
«Никто в Европе не должен думать, что нас к чему-то принудят», — заявил Тшасковский в интервью порталу interia.pl, имея в виду Пакт ЕС о миграции и предоставлении убежища (EEAS), который должен вступить в силу в 2026 году. Польша голосовала против его принятия — на том основании, что распределение мигрантов внутри Евросоюза, предусмотренное документом, для нее неприемлемо.
Поляки не хотят, чтобы их страна принимала мигрантов
Правоконсервативный кандидат в президенты, историк и общественный деятель Кароль Навроцкий, которого поддерживает ПиС, также высказался против EEAS. При этом он сделал выпад в сторону Германии.
«Я не согласен с тем, что происходит в миграционной политике Евросоюза. Как президент Польши, я не стану терпеть того, что наши западные соседи, немцы, урегулируют свои проблемы, свои ошибки в миграционной политике, ставя под угрозу безопасность наших женщин и детей», — отметил Навроцкий в одном из выступлений в ходе избирательной кампании.
Подобные высказывания обоих кандидатов в президенты находят живой отклик в польском обществе. Согласно опросу радиостанции RMF24, 75% поляков отрицательно ответили на вопрос, должна ли их страна принимать мигрантов, и только 20% — положительно.