«День освобождения» Америки. Чего ждать от объявления Трампа о торговой войне 2 апреля
Автор фото, EPA
Дональд Трамп готовится к главному событию своего второго президентского срока: в среду вечером он объявит торговую войну всему миру. Трамп рассчитывает, что новые масштабные тарифы против всех торговых партнеров США помогут «возродить величие Америки». Экономисты в один голос говорят, что хуже будет всем, и прежде всего — американцам.
Трамп облагал импортными налогами разные страны и товары и в первый срок, и в начале второго. Но это были мелочи по сравнению с тем, что он планирует озвучить в Розовом саду Белого дома на мероприятии, которое он сам называет «День освобождения» Америки от нахлебников.
Трамп введет импортные пошлины против всех стран, у которых тарифы на американские товары выше. Поэтому он называет их «ответными» и говорит, что они восстановят справедливость в торговле. Команда Трампа готовила эти тарифы с момента его возвращения в Белый дом в январе.
Что именно объявит Трамп, держится в секрете. Он говорил и о ковровой бомбардировке всех стран единым тарифом, и о точечном подходе. Вдобавок к страновым планировались еще и секторальные пошлины.
Точный масштаб разрушений мы узнаем только после вечернего объявления. Однако уже ясно, что авторы торговой войны рассчитывают на тектонические сдвиги — они даже отложили выступление Трампа на час, чтобы дождаться закрытия торгов на американских финансовых рынках.
Трамп выступит в Вашингтоне в 16.00 по местному времени, а значит Европа — главный торговый партнер крупнейшей в мире американской экономики — узнает о своей судьбе ближе к полуночи по европейскому времени.
Сегодня же выяснится судьба тарифной войны Трампа с ближайшими соседями США — Канадой и Мексикой. В марте он ввел против них пошлины, но тут же отложил — до 2 апреля.
Если они вернутся, то Трамп разрушит единое таможенное пространство в Северной Америке и нарушит собственный же договор USMCA с соседями, заключенный в первый заезд в Белый дом. Канаде и Мексике это грозит экономическим спадом, Америке — ростом цен и дефицитом товаров.

Автор фото, Reuters
Если в первый срок Трамп в основном вел торговые бои с Китаем, то на этот раз помимо главного соперника он нацелился и на всех главных друзей. Крупнейшей целью сегодняшнего залпа рискует стать Европа.
Европейцы подготовились на этот серьезнее, но их экономика уязвимее — она растет медленнее американской и ослаблена войной России против Украины. То же касается всех остальных стран — их ущерб от торговой войны Трампа будет существенным.
На это и рассчитывает Трамп. Его администрация примерно так объясняет суть новых тарифов. Америка выставит всем торговым партнерам счет за нечестную конкуренцию. А потом начнет торговаться с каждым отдельно. От сговорчивости партнера будет зависеть окончательный размер тарифа.
«Трампу нравятся тарифы»
Трамп считает, что и враги, и союзники США наживаются на Америке, если продают ей больше товаров, чем покупают у нее. Пошлины ограничат такой импорт и поддержат американского производителя, а доход наполнит казну и позволит снизить налоги, чтобы подстегнуть экономический рост, уверены он и его соратники.
Экономисты говорят, что это — архаичный подход к экономике торговли, доказавший свою несостоятельность еще в Великую депрессию 1930-х годов. Они указывают на то, что Америка торгует не только товарами, но и услугами, особенно цифровыми, и тут баланс зачастую в ее пользу, поэтому все честно.
Более того, пошлины — это налог на потребление импортных товаров. Заплатят его американцы, в результате чего вырастут цены, экономика притормозит, и жить станет тяжелее. А сборы в казну от пошлин, как показал первый срок Трампа, почти целиком уходят на субсидии местным фермерам и промышленникам, пострадавшим от ответных пошлин торговых партнеров Америки.
Разрешить контент Google YouTube?
Этот материал содержит контент, предоставленный Google YouTube. Мы просим вашего разрешения до загрузки, потому что он может использовать кукис и другие технологии. Вы можете ознакомиться с правилами кукис и политикой личных данных Google YouTube, прежде чем дать согласие. Чтобы увидеть этот контент, выберите “Согласиться и продолжить”.
Внимание: Би-би-си не несет ответственности за контент других сайтов. Контент YouTube может содержать рекламу.
Контент из YouTube окончен
Контент недоступен
Смотреть еще в YouTubeБи-би-си не несёт ответственности за содержание других сайтов.
«Американские тарифы вводятся потому, что президенту Трампу нравятся тарифы», — уверен Дэвид Хениг, эксперт по международной торговле из британского исследовательского центра ECIPE, представлявший Британию на торговых переговорах с США в первый срок Трампа.
«В тарифах нет никакой экономической логики. Есть масса заявленных причин, от поддержки промышленности США и сокращения торгового дефицита, до повышения доходов бюджета. Ни одна из них не является убедительной», — пишет он.
Но для Трампа 2.0 тарифы — не только и не столько способ восстановить экономическую «справедливость» и наполнить казну. Они позволяют ему укрепить собственную власть в стране, поскольку он вводит их указами в обход Конгресса, несмотря на эпохальную значимость для экономического и финансового положения страны. И они же дают рычаги давления на международной арене.
Если в прошлый раз Трамп пытался тарифами снять торговые барьеры для американских товаров в Европе и Китае, то на этот раз он не гнушается использовать их для достижения политических целей.
Трамп хочет заставить союзников тратить больше на оборону. Он требует отдать ему территории — Гренландию и Канаду. Он недоволен европейским регулированием крупного американского бизнеса, которым владеют его спонсоры вроде Илона Маска и Марка Цукерберга, и хочет вернуть в США центр прибыли американских компаний, предпочитающих платить налоги с неамериканских доходов в офшорной Ирландии.
Все это и будет предметом агрессивных переговоров со всеми странами мира о снятии торговых барьеров для доступа на самый богатый в мире американский рынок — но уже после введения пошлин против них 2 апреля.
Торговые партнеры США рассчитывают, что Трамп заключит с каждым из них сделку, и в итоге обойдется малой кровью. Дэвид Хениг из ECIPE напоминает, что Трамп уже заключал такие сделки, но это не останавливало его от введения новых пошлин в нарушение договоренностей.
«Трамп до сих пор не хотел сделок. Он хочет тарифов», — предупреждает Хениг.