Заксенхаузен 80 лет спустя. АдГ запретили возлагать венки

На мероприятиях по случаю 80-й годовщины освобождения концентрационного лагеря Заксенхаузен представителям партии «Альтернатива для Германии» запретили возлагать венки.Когда 22 апреля 1945 года советские и польские военные вошли в концентрационный лагерь Заксенхаузен (Sachsenhausen), они обнаружили там около 3000 заключенных. Жизни нескольких десятков человек спасти не удалось — они погибли вскоре после освобождения от последствий бесчеловечного обращения с ними национал-социалистов.
Заксенхаузен — концлагерь на особом счету
Бывший концентрационный лагерь Заксенхаузен расположен к северу от Берлина. За день до освобождения, когда бойцы Красной армии находились от него уже всего за несколько километров, спасавшиеся бегством нацисты начали эвакуацию лагеря. Для этого они отправили более 30 тысяч заключенных в так называемые «марши смерти» в северо-западном направлении. Многие тысячи людей не пережили страданий этого марша: они погибли от голода, болезней или были расстреляны нацистами.
Всего в период с 1936 по 1945 год в Заксенхаузене и многочисленных вспомогательных лагерях содержалось не менее 200 000 человек из 40 стран. К концу Второй мировой войны десятки тысяч из них погибли — от голода, болезней, жестокого обращения, медицинских экспериментов и принудительного труда. Только осенью 1941 года по меньшей мере 10 тысяч советских военнопленных, среди которых было много евреев, были убиты пулей в затылок в специально построенном для этого помещении или отравлены газом в переоборудованных грузовиках.
Благодаря непосредственной близости Заксенхаузена к столице, а также в силу того, что он служил своего рода моделью для других лагерей смерти (в частности, в нем проходил подготовку и переподготовку соответствующий персонал), этот концлагерь занимал особое положение. С 1938 года здесь находилось центральное управление всей системы концентрационных лагерей. Одним из самых отъявленных нацистов в Заксенхаузене был будущий комендант лагеря смерти Аушвиц (Auschwitz) Рудольф Хёсс (Rudolf Höß). Он был казнен как военный преступник в 1947 году.
Свидетели, пережившие ужасы концлагеря
По случаю празднования 80-й годовщины освобождения Заксенхаузена в конце апреля и начале мая 2025 года сюда приедут шестеро человек, переживших ужасы концлагеря — трое женщин и трое мужчин. В последние годы войны они, тогда дети и подростки, были заключены в центральном концентрационном лагере или одном из его вспомогательных лагерей.
Пятеро из них — из Польши. Шестой — украинец Мыкола Урбан. Он родился в Харькове в 1924 году. В свои 100 лет он является самым старшим в этой группе. Мыкола Урбан впервые примет участие в памятной церемонии в Заксенхаузене. Для этого он приедет из Швейцарии, куда был эвакуирован после начала полномасштабной войны России против Украины. На 30 апреля запланирована публичная беседа с ним в представительстве федеральной земли Бранденбург (Brandenburg) в Берлине.
Урбан поддерживал партизан во время Второй мировой войны и был депортирован в концентрационный лагерь Заксенхаузен в 1942 году. Во вспомогательном лагере Фалькензее (Falkensee) немецкая компания Deutsche Maschinen AG использовала его в качестве подневольного работника для производства танков. Незадолго до окончания войны ему, вместе с двумя соотечественниками, удалось бежать. Мужчины вступили в полк Красной армии, который принимал участие в битве за Берлин в мае 1945 года.
Предстоящий визит в Заксенхаузен может стать последним посещением этих мест для Урбана и других пожилых свидетелей того времени. Эта мысль уже давно сопровождает директора Фонда мемориалов Бранденбурга (Stiftung Brandenburgische Gedenkstätten) Акселя Дреколла (Axel Drecoll). Ведь большинство переживших концентрационные лагерях уже умерли. «Они часто общались с нами, по-отцовски, по-дружески. Для нас это очень серьезный переломный момент, что так мало осталось в живых этих людей», — говорит Дреколл.
История на примере отдельных судеб
Чтобы помочь осмыслить историю бывших концентрационных лагерей, таких как Заксенхаузен или женский концентрационный лагерь Равенсбрюк (Ravensbrück), мемориалы уже многие годы делают ставку на искусство и музыку, а также на семинары для молодежи. «Это так важно потому, что, наряду с классическими воспитательными и выставочными форматами, культура способна наводить мосты, ломать барьеры и привлекать внимание людей в тех областях, которые их интересуют», — знает Аксель Дреколл по своему опыту.
С этим согласна и Катрин Грюбер (Katrin Grüber). Внучка одного из заключенных Заксенхаузена является председателем Общества в поддержку мемориала и существующего при нем музея. Когда на официальных мероприятиях исполняют песни, написанные узниками концлагерей, они трогают и тех, кто не застал то время в силу своего возраста.
«Нацисты превращали пленных в цифры, но узники всегда оставались людьми. И песни могут помочь представить себе людей, которые их пели», — говорит Катрин Грюбер. Ее дед Генрих был пастором и принадлежал к Исповедующей церкви, которая находилась в оппозиции к национал-социалистическому режиму. Из-за своего активного участия в деле сопротивления нацизму, и особенно из-за помощи евреям, он оказался в Заксенхаузене в 1940 году, а затем — в концентрационном лагере Дахау (Dachau).
Внучка родилась до смерти дедушки, который умер в 1975 году, и успела с ним познакомиться. Рассказывая об истории своей семьи, она проводит параллель между прошлым и настоящим. От своего деда Генриха она знает, что он не только был солидарен с другими узниками в концентрационном лагере, но и испытал их солидарность на себе. «Он был очень близок к смерти, но его спасли коммунисты, сидящие в лагере», — говорит внучка.
«Это то, что следует помнить в настоящем», — так говорит Катрин Грюбер о человечности, с которой ее дед относился к другим и которую он испытал на себе. На эту тему она хочет поговорить с другими потомками узников концлагеря в рамках памятных мероприятий по случаю 80-летия освобождения Заксенхаузена. «Мы надеемся, что так возникнут долгосрочные контакты и что такие встречи будут проводиться каждый год», — говорит председатель Общества в поддержку мемориала.
По ее мнению, важность таких исторических мест, как Заксенхаузен, невозможно переоценить. «Они дают знания, показывают историю на примере отдельных судеб. Так посетители могут проникнуться значением этих мест», — говорит Катрин Грюбер. При этом она делает отсылку к актуальной политической ситуации в Германии, упоминая сдвиг вправо: «Для меня один из уроков истории заключается в том, что нельзя исключать людей и делать их козлами отпущения. Вот почему нынешние дебаты о беженцах причиняют мне боль».
АдГ не позволят возложить венки в Заксенхаузене
Недавно будущая правящая коалиция из партий «Христианско-демократический союз» и «Христианско-социальный союз» (ХДС/ХСС), а также социал-демократов (СДПГ) договорилась в своем коалиционном соглашении о серьезном ужесточении политики в сфере предоставления убежища. Кроме того, уже в течение многих лет партия «Альтернатива для Германии» (АдГ), некоторые отделения которой признаны правоэкстремистскими, разжигает настроения против местных жителей с иностранными корнями и против людей, бегущих от войны и нищеты.
Аксель Дреколл также обеспокоен дальнейшим развитием демократических государств. На мероприятиях по случаю годовщины освобождения концентрационного лагеря Заксенхаузен он запретит представителям АдГ возлагать венки. «Мы не допустим, чтобы АдГ в этом участвовала», — уверяет Аксель Дреколл.
Между тем, Аксель Дреколл уже задумывается о том, что последует после памятных мероприятий по поводу освобождения концентрационных лагерей в апреле 1945 года. Ведь в 1945 году, после войны, бывший концентрационный лагерь Заксенхаузен был переоборудован Советским Союзом в специальный лагерь.
За преступным нацистским режимом последовал коммунистический террор. В спецлагере вплоть до его расформирования в 1950 году находились около 60 000 человек. В первую очередь это были нацисты. Но среди заключенных были также и противники нового руководства страны, и люди, арестованные без каких-либо на то оснований. Около 12 000 из них умерли от голода и болезней. Об этой главе в истории Заксенхаузена напомнят в начале сентября 2025 года памятные мероприятия и выставки.