«Кумтор» после национализации: что изменилось в работе золотого рудника в Кыргызстане

Три года назад Кыргызстан и канадская компания Centerra Gold подписали соглашение об урегулировании взаимных претензий. Таким образом, полный контроль над деятельностью золотого рудника «Кумтор» был возвращен Бишкеку.В Кыргызстане несколько лет назад национализировали золоторудное предприятие «Кумтор Голд Компани» (КГК). Его вклад в ВВП страны составляет около 10 процентов. Ситуация вокруг КГК обострилась в мае 2021 года — когда распоряжением кабмина КР в компании ввели временное внешнее управление. До этого разработку на руднике «Кумтор» осуществляла канадская компания Centerra Gold Inc, которая была образована в 2004 году в результате реструктуризации активов корпорации Cameco — одного из крупнейших в мире производителей урана. Именно с Cameco правительство независимого Кыргызстана подписало генеральное соглашение по проекту «Кумторзолото» в декабре 1992 года. Коммерческое производство золота на месторождении началось в 1997 году.
В апреле 2022 года между Кыргызстаном и канадской компанией «Centerra Gold Inc» было подписано соглашение об урегулировании взаимных претензий. До этого, на протяжении почти 30 лет, в республике периодически звучали инициативы о национализации «Кумтора». Одним из сторонников такой риторики был и нынешний президент Садыр Жапаров. Еще в 2012 году он поднимал вопрос о приватизации «Кумтора» и возглавил депутатскую комиссию по проверке предприятия, но тогда парламент КР не поддержал данную идею.
«Национализация «Кумтора» была необходима»
Экс-советник премьер-министра Кыргызстана, экономический аналитик, член парламентской комиссии по «Кумтору» Гани Абдрасилов рассказывает, что в 2012 году при подготовке доклада для председателя комиссии, в то время депутата Садыра Жапарова он проводил анализ экономической деятельности канадских компаний Cameco и Centerra Gold Inc., в частности изучал финансовые потоки и выявлял коррупционные схемы. По его словам, для аудита были приглашены международные аудиторские компании, которые установили, что на тот момент общая сумма упущенной выгоды составила 3,5 миллиарда долларов США и включала в себя как экономические, так и экологические убытки.
Собеседник DW уверен, что национализация «Кумтора» была необходима и в этом вопросе не должно быть никаких компромиссов, потому что речь идет о национальном достоянии и имидже страны. «Это наше месторождение, которое занимает седьмое место в мире по запасам золота. И почему мы должны кому-то это отдавать или работать как совместное предприятие?» — задается вопросом эксперт.
Абдрасилов убежден, что властям Кыргызстана нужно вновь привлечь международных независимых аудиторов для того, чтобы все-таки вернуть упущенную выгоду.
Две стороны деятельности «Кумтора»
В свою очередь, президент Кыргызского общества экспертов недр (КОЭН), экс-директор Госагентства по геологии и минеральным ресурсам КР Ишимбай Чунуев, который проработал на золоторудном предприятии 17 лет, видит в вопросе деятельности Кумтора две стороны одной медали: с одной стороны, это подготовка местных кадров, а с другой — опыт взаимодействия с инвестором, который оказался отрицательным. При этом эксперт замечает: «Это задним числом сейчас легко говорить. Там финансы огромные — в районе 800 миллионов долларов США. Около 450-500 млн ушло только на строительство дороги и фабрики. У нас же даже и 100 миллионов не было… Другое дело, конечно, с инвесторами, но здесь уже политика и коррупция».
Чунуев считает, что после национализации производство на «Кумторе» не остановилось, благодаря национальным специалистам, подготовка которых велась на протяжении почти 30 лет. По его подсчетам, объемы запасов на руднике обеспечивают возможность его разработки примерно до 2040 года. Однако эксперт уверен, что для более точных оценок в горнодобывающей отрасли Кыргызстану следует вступить в международную общественную организацию CRIRSCO (Объединенный комитет по международным стандартам отчетности о запасах твердых полезных ископаемых, ОКСМОЗ), куда уже входят такие страны, как США, Канада, Австралия, Великобритания, Китай, Россия, Казахстан, Монголия, Турция и другие. Президент Кыргызского общества экспертов недр указывает, что это позволит Бишкеку внедрить международный стандарт отчетности о результатах геологоразведочных работ, оценки минеральных ресурсов и запасов месторождений.
Экологов беспокоит состояние окружающей среды
Независимый эксперт в области экологии и здоровья, член межведомственной и государственной комиссий по «Кумтору» Калия Молдогазиева рассказывает, что после национализации КГК экологическое сообщество в первую очередь волновал вопрос состояния окружающей среды. Ведь за годы эксплуатации рудника произошли такие экологические инциденты, как утечка цианида в реку Барскоон, а из-за складирования отходов пострадали ледники Лысый и Давыдов.
Эколог отмечает, что золото на этом месторождении по-прежнему добывается открытым способом. «В день где-то до 17 тонн взрывчатых веществ используется. Еще когда были канадцы, от них и эксперты, и госорганы требовали, чтобы они на подземную добычу переходили, что это более безопасно, — напоминает она и добавляет: — Конечно, теперь прибыль от добычи золота идет в пользу государства, но какие будут экологические последствия?»
Молдогазиева обращает внимание на необходимость разработки программы по предупреждению негативных последствий для окружающей среды. По ее словам, со стороны правительства нужна ясность в двух аспектах — процессе рекультивации и концепции закрытия рудника, которая должна обновляться каждые три года, чтобы отражать изменения: к примеру, сколько ресурсов осталось или сколько отходов накопилось. Кроме того, нужно больше открытости и диалога с общественностью, возможно, через организацию встреч или даже поездок на «Кумтор» для заинтересованных сторон.
Что изменилось в работе «Кумтора»
В январе 2025 года в руководстве ЗАО «Кумтор Голд Компани» произошли изменения: решением совета директоров избран новый президент — председатель правления КГК Бузурман Субанов. Ранее он занимал должность зампредседателя правления ОАО «Кыргызалтын», государственного предприятия, специализирующегося на освоении месторождений золота. В настоящее время «Кыргызалтын» является единственным акционером КГК.
DW обратилась с запросом к КГК, чтобы узнать, что и как изменилось в работе предприятия после перехода в государственную собственность, а также какие приоритетные задачи ставит перед собой на посту руководителя Бузурман Субанов.
«Главная моя задача как руководителя компании — это обеспечить бесперебойную работу всех структурных подразделений нашего предприятия с целью выполнения поставленных задач», — ответил Субанов. По его информации, на данный момент в КГК работает порядка 3600 человек. Еще около 1000 специалистов вовлечены в работу предприятия как сотрудники подрядных организаций. «После того как иностранные партнеры вышли из проекта, условия труда сотрудников компании кардинально не изменились. Мы не сокращали заработную плату, не отменяли иные полагающиеся нашим работникам выплаты», — утверждает он.
Что касается финансовых и производственных показателей, то с момента введения внешнего управления с последующим переходом рудника «Кумтор» в собственность государства, в период с мая 2021 по декабрь 2024 года, выручка КГК составила более 3,4 млрд долларов США, а чистая прибыль компании — более 1,2 млрд долларов. В бюджет республики в виде налогов и других платежей выплатили 891,6 млн долларов США, говорится в сообщении.
Относительно экологической ситуации на руднике в КГК упоминают о начале проекта по подземной добыче золотосодержащей руды, в рамках которого на первом этапе планируется извлечь порядка 115 тонн золота. В перспективе компания собирается приступить к реализации проекта по извлечению золота из отработанной руды, хранящейся на хвостохранилищах рудника.
Вместе с тем руководство КГК настаивает на тонкостях формулировки: «Говорить о том, что рудник «Кумтор» был национализирован — в корне неправильно». Уточняется, что это была не национализация, а «возвращение» месторождения «Кумтор» в собственность республики.