Леса, горы и дворцы: кому и как достаются земли в Грузии
Государственная собственность в Грузии все чаще превращается в частную. Журналистские расследования последних лет систематически фиксируют случаи, когда земельные участки, природные ресурсы и объекты недвижимости передаются в распоряжение лиц, связанных с представителями власти, по заниженным ценам и на льготных условиях. При этом, зачастую в сделках фигурируют фиктивные собственники, устраиваются формальные аукционы и отмечаются отклонения от инвестиционных обязательств, предусмотренных законом.
«Гора Цилосани»
В районе Кварели, на горе Кудигори, с живописным видом на Алазанскую долину и озеро Илии к 2022 году должны были появиться фешенебельная гостиница и крупная винодельня. Прошло три года, но на срезанной части склона до сих пор виднеется лишь строительная площадка. Журналистское расследование TV Pirveli выявило: участок земли площадью почти 30 000 м² может быть частью коррупционной схемы с участием депутата «Грузинской мечты» Нино Цилосани и ее родственников.
Часть горы Кудигори и прилегающая территория, согласно распоряжению правительства, были выставлены на аукцион в апреле 2018 года. Покупателем стала компания «Дорога вина 2017», зарегистрированная всего за шесть месяцев до сделки. По официальным данным, 100% акций и должность директора в этой компании принадлежали Омару Хатиашвили – зятю Нино Цилосани, которая к тому моменту уже была депутатом парламента от правящей партии. Именно Хатиашвили заключил сделку с государством.
Компания приобрела почти 30 000 м² за 152 тысячи лари (около 55 тысяч долларов по нынешнему курсу) – то есть всего за 5 лари и 7 тетри за квадратный метр (менее 2 долларов).
Пять лет спустя Хатиашвили переоформил гору Кудигори, землю и строящуюся гостиницу на имя Гванцы Цилосани – племянницы бизнесмена Бадри Цилосани, который приходится депутату Нино Цилосани отцом.
При этом сам Хатиашвили до покупки участка в Кварели не имел никакого бизнеса. «Дорога вина 2017» – его первая и единственная компания. Кроме того, на его имя не зарегистрировано ни одной недвижимости, продажа которой могла бы принести нужные средства. Земля, на которой сегодня ведется строительство гостиницы, также не находится в ипотеке.
Из официальных документов следует, что государственная собственность была продана по цене, значительно ниже рыночной. Кроме того, по условиям контракта, земля передавалась Хатиашвили с обязательством завершить строительство гостиницы и винодельни в течение 48 месяцев – то есть к 2022 году. Он должен был не только построить объекты, но и обеспечить занятость не менее 40 человек сроком минимум на два года. Однако к 2025 году ни строительство гостиницы, ни строительство винодельни так и не завершено.
Несмотря на это, компании, оформленной на имя зятя депутата, простили невыполнение инвестиционных обязательств. Согласно документам, 21 апреля 2023 года в первоначальный договор от 2018 года были внесены изменения под предлогом содействия деятельности компании. Срок реализации проекта был официально продлен до 9 июня 2025 года.
Между тем источники TV Pirveli, близкие к окружению депутата, утверждают: Омар Хатиашвили и Гванца Цилосани являются подставными лицами, а имущество зарегистрировано на их имена лишь для сокрытия настоящего владельца – Нино Цилосани.
[ФАКТ или ФЕЙК] Экономические манипуляции «Грузинской мечты»
«Дворец бывшей чиновницы?»
Случай с депутатом «Грузинской мечты» – далеко не единственный за последнее время. Еще одно журналистское расследование TV Pirveli выявило принадлежность бывшей замглавы Агентства управления имуществом мэрии Тбилиси Тамар Меликишвили роскошного особняка в лесу Бетании площадью 362 м².
Примечательно, что Меликишвили покинула пост в мэрии в январе 2023 года. В своей последней декларации, поданной 28 марта 2024-го, в качестве дохода она указала только одну зарплату – 2 736 лари (почти 1 000 долларов), а также небольшие суммы от родственников и займы, в сумме не превышающие 54 000 лари (менее 20 тысяч долларов).
Журналисты заинтересовались: если дом в живописной Бетании в окрестностях Тбилиси действительно принадлежит Меликишвили, то каким образом она смогла собрать 1,2 млн лари (свыше 400 тысяч долларов) после ухода из мэрии и купить дорогую недвижимость без ипотеки?
Меликишвили не числится в публичных реестрах ни как индивидуальный предприниматель, ни как владелец бизнеса, который мог бы обеспечить такую прибыль. Согласно ее профилю в LinkedIn, в апреле 2023 года она начала работать в компании VIAR Holding менеджером стратегических проектов. При этом сомнительно, что за столь короткий срок она могла накопить такую сумму без помощи со стороны.
Согласно информации на сайте по продаже недвижимости, резиденция в лесу Бетании была выставлена на продажу 2 апреля. Изначально цена составляла 550 тысяч долларов, потом снизилась до 540 тысяч. Договор купли-продажи между бывшей чиновницей и владельцем дома был подписан 10 апреля. Согласно документу, дом был продан со скидкой в 90 тысяч долларов – за 450 тысяч долларов.
Выяснилось также, что отец Тамар Меликишвили ничего не знал ни о доме дочери в Бетании, ни о полумиллионе, уплаченном за него. Сама бывшая чиновница на вопросы журналистов не отвечает.
При этом, согласно источникам телеканала, реальным владельцем недвижимости скорее всего является вице-мэр Тбилиси Ираклий Хмаладзе, оформивший дом на имя своей бывшей сотрудницы.
«Кувшины Рике»
Внимание на еще одну коррупционную сделку обратил глава НПО «Центр гражданского участия» Ираклий Абесадзе. Он опубликовал пост, в котором говорит, что объект в парке Рике, известный под названием «Кувшины Рике», снова продан.
Новым владельцем собственности стала компания Rike Dom. Ее директором является Михаил Ткешелашвили – сотрудник аппарата бизнес-омбудсмена Грузии.
В то же время, Ткешелашвили является управляющим долями в бизнесе депутата «Грузинской мечты» Георгия Барвенашвили.
Собственником же объекта является N.G.B., принадлежащая Торнике Копалиани, который является финансовым менеджером компании-застройщика Archi Group.
С момента завершения строительства в 2012 году «Кувшины Рике» перепродавались семь раз. В последний раз объект был продан в марте 2022 года российскому олигарху, партнеру Бидзины Иванишвили Давиду Хидашели за 10 020 000 лари (около 3,5 млн долларов).
При этом, согласно контракту, Хидашели до 24 марта этого года должен был осуществить капиталовложения в размере 20 млн лари (свыше 7 млн долларов): открыть музей вина, цифрового искусства и технологий. Ни одно из этих требований приближенный к Иванишвили бизнесмен за три года владения зданием не выполнил.
«Посмотрим, кто на самом деле купил здание в центре города, изменит ли государство условия приватизации для нового покупателя, какую функцию приобретет объект и проявится ли очередная коррупционная сделка вокруг «Кувшинов Рике»», — отмечает Георгий Абесадзе.
Не первый случай
Что членов «Грузинской мечты» не впервые подозревают в участии в сомнительных сделках с недвижимостью и земельными участками. Еще в январе 2022 года бывший премьер-министр Ираклий Гарибашвили оказался в центре крупного скандала. Его обвиняли в том, что он передал в пользование на 49 лет жене Нуну Тамазашвили участок леса в Бакуриани площадью 5,958 м².
Сделка состоялась на основании приказа Национального агентства государственного имущества. По данным TV Pirveli, за лесной надел в знаменитом курортном поселке супруга экс-премьера должна была платить ежегодно 6,3 тысячи лари (чуть больше 3 тысяч долларов).
По соседству с участком находился дом семьи Гарибашвили, а также еще один земельный участок, принадлежащий Нуну Тамазашвили площадью 1,530 м². Согласно документам, Тамазашвили купила этот приусадебный участок по частям у частных лиц в 2017 и 2019 годах, затем объединила их в один.
В оппозиции тогда заявляли, что, скорее всего, имела место коррупционного сделка, и Тамазашвили заполучила территорию в бакурианском лесу только благодаря влиянию супруга.
В Национальном агентстве лесного хозяйства, однако, все подозрения отвергали, утверждая, что Нуну Тамазашвили получила право пользования участком посредством электронного аукциона, в котором имели право участвовать все юридические или физические лица. В местном совете тогда обвинили оппозицию в клеветнической кампании против жены Гарибашвили. Дескать, наряду с правом пользования на владелицу участка возлагаются обязательства по уходу и охране леса, а значит, считать это подарком нельзя.
«Русский мир» под рев моторов: в Тбилиси прокладывают маршрут для «Ночных волков»