Кладбище «русских». Откуда на западе Германии советские могилы

Кладбище Рурберг — одно из мест, где покоятся советские военнослужащие и мирные граждане СССР, погибшие во Время Второй мировой войны. Как они оказались на западе Германии?Кладбище Рурберг-Зиммерат находится в Айфеле, на западе Германии, где во время Второй мировой войны проходил Западный фронт и шли бои между вермахтом и войсками западных союзников. Однако на двух больших камнях у центрального входа на территорию кладбища на немецком языке написано: «Советское русское воинское захоронение». В народе это кладбище называют «кладбищем русских». Но как оно могло появиться в этих местах и откуда у него такое название? Ведь Восточный фронт, на котором сражались войска Красной армии, проходил далеко отсюда.
Откуда появилось название «кладбище русских»
«То, что это захоронение называют «кладбищем русских» не является корректным, но такое название закрепилось за этим местом. На самом деле речь идет о похороненных здесь советских людях, среди них, в том числе, украинцы и граждане других постсоветских республик», — поясняет DW Вольфганг Хельд (Wolfgang Held) уполномоченный представитель Народного союза Германии по уходу за воинскими захоронениями (Volksbund Deutsche Kriegsgräberfürsorge, VDK) в земле Северный Рейн — Вестфалия. Эта организация, рассказывает Хельд, по поручению правительства ФРГ осуществляет уход — по всей Германии и за ее пределами, в 100 странах мира — за немецкими воинскими захоронениями времен Первой и Второй мировых войн, а также Франко-германской войны 1870-1871 годов. Эту деятельность финансирует немецкое государство.
На кладбище в Рурберге покоятся останки 2322 человек. В основном это военнопленные — солдаты Красной армии из России, Украины, Беларуси, Казахстана, Грузии и других бывших советских республик, а также подневольные рабочие, в том числе женщины и дети, угнанные на принудительный труд в «третий рейх» с оккупированных гитлеровскими войсками территорий СССР. Все эти люди погибли от голода, холода, болезней и изнурительного труда в нацистских концлагерях на западе Германии в период с 1941 по 1945 годы.
Большая часть — 1552 человека, похороненных на кладбище в Рурберге, ранее были захоронены в Мерценихе. 500 из них — это бывшие узники лагеря для военнопленных в Арнольдсвайлере. Этот стационарный лагерь или шталаг (Stammlager, сокращенно Stalag) во время Второй мировой был одним из самых крупных. Существовали также транзитные лагеря — дулаги (Durchgangslager, сокращенно Dulag).
Последнее пристанище советских военнопленных и подневольных рабочих
Официально кладбище в Рурберге было открыто 2 июля 1961 года. Ранее останки этих людей были захоронены в других местах в этом регионе, граничащем с Бельгией. После окончания Второй мировой останки из Арнольдсвайлера были перенесены на кладбище в Рурберге по требованию властей британской оккупационной зоны и советских военных, которые обвиняли немцев в том, что за могилами не было должного ухода и отсутствовала точная информация о захороненных.
Уход за могилами в Рурберге осуществляют коммунальные власти Зиммерата совместно с VDK. Как подчеркивает Вольфганг Хельд, это захоронение — одно из более чем 650 воинских кладбищ времен Второй мировой, которые Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями создал после 1945 года на территории Северного Рейна — Вестфалии совместно с коммунальными властями. Тогдашний глава местного отделения VDK Генрих Винкер (Heinrich Wienker) был архитектором и проектировал кладбище в Рурберге.
Как выглядит место памяти сегодня
Несколько больших мраморных плит с 857 фамилиями и именами на русском языке и датами жизни и смерти — это перезахороненные в Рурберге советские военнопленные, которых хоронили рядом с территорией лагеря, в братских могилах, иногда на еврейских кладбищах.
«Да, это кладбище всегда считали воинским, мы думали, что здесь похоронены русские солдаты», — отмечает в беседе с DW 69-летний Бернд. Он и его супруга Хельга внимательно смотрят на плиты с фамилиями. Пожилая пара — из Ахена. Они признаются, что впервые посетили это место. «Теперь мы знаем, что здесь похоронены советские подневольные рабочие, военнопленные, — говорит Хельга. — Это ужасно, что тогда допустили такую трагедию».
«Это место напоминает нам о том, что страшные вещи происходили не только в России, Украине и на территории СССР, но и у нас здесь, — продолжает Бернд. — Это ужасно, что история ничему не учит людей, которые ведут войны».
Рядом с этими плитами несколько рядов могил, на которых одна или две фамилии — и мужские, и женские. Здесь покоятся не военные, а гражданские — подневольные рабочие. Кроме того, на этом кладбище находятся две братские могилы с надписями: «Здесь похоронены неизвестные».
Вдоль рядов медленно идет пара средних лет. Женщина останавливается у некоторых могильных плит и читает фамилии.
«Я из Украины и потрясена тем, что увидела здесь. Такие места должны быть напоминанием людям об ужасах войны», — делится она с DW своими впечатлениями. Ее спутник, немец, признается, что он здесь впервые. «Мы путешествовали по этим местам, проезжали мимо, увидели указатель, решили посмотреть. Это правильно, что не забывают о жертвах», — говорит он.
Посередине кладбища над рядами могил возвышается русский православный крест из песчаника. В момент открытия кладбища этот крест стал предметом политических споров. Со стороны СССР звучали аргументы, что крест на кладбище не уместен, поскольку Красная армия сражалась и победила нацизм не под знаменами церкви и какими либо религиозными символами. По этой причине на церемонии открытия в 1961 году не было представителей Русской православной церкви. Но спустя две недели архиепископ Александр из Мюнхена, представлявший тогда Русскую православную церковь в Германии, все же освятил этот кладбищенский крест, под которым — надпись на двух языках: немецком и русском, заканчивающаяся словами … «умерших вдали от родины».
«Умершие вдали от родины»
Во время Второй мировой войны, начиная с 1939 по 1945 годы, число подневольных рабочих (Zwangsarbeiter) в Германии составляло около 13 миллионов человек. Было три основных группы людей, чей труд в своих целях принудительно использовали нацисты. Самая большая — гражданские лица, в основном население оккупированных нацистской Германией территорий. Затем военнопленные, в том числе советские. Третья группа — узники концлагерей, большую часть из которых составляли евреи.
Когда нацистская Германия напала на СССР, Гитлер не планировал использовать советских военнопленных и граждaнское население оккупированных территории России, Украины, Беларуси и других в качестве рабочей силы для «третьего рейха». Он вел на востоке Европы, в том числе в СССР, войну на уничтожение. Лишь после того, как стало ясно, что война не закончится так быстро, как планировал Гитлер, было принято решение депортировать советских военнопленных в Германию, чтобы использовать их труд.
С конца 1941 года в «третий рейх» на работу привозили не только советских военнопленных, но и мирное население с оккупированных нацистской Германией территорий — так называемых «остарбайтеров» — подневольных рабочих с востока Европы. Женщин, детей, подростков угоняли в Германию принудительно: забирали прямо из дома или хватали на улицах и везли в вагонах для скота. Так, в 1944 году в Германии оказались почти 3 млн мирных советских граждан — «остарбайтеров» .Они должны были носить на своей лагерной одежде обозначение «OST». Труд «остарбайтеров» использовался в промышленности и сельском хозяйстве, но и в других сферах, вплоть до частных домохозяйств.
Кто следит за советскими захоронениями
На церемонии открытия кладбища в Рурберге тогдашний министр внутренних дел федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия Йозеф Херман Дуфхёйс (Josef Hermann Dufhues) произнес такие слова: «Воинское кладбище в Рурберге задумано как попытка внести вклад в усилия по примирению двух народов, которые и сегодня еще не нашли общего языка. Здесь, в этом месте, происходит наполненная болью встреча России и Германии».
На протяжении многих лет на основании двусторонних договоров, подписанных в 1992 году между правительствами ФРГ и РФ, а в 1997 году — между ФРГ и Украиной, осуществляется уход за воинскими захоронениями. Германия обеспечивает защиту и неприкосновенность захоронений на своей территории и финансирует уход за ними. Страны, подписавшие договоры, обязуются соблюдать эти же условия в отношении немецких воинских захоронений на своей территории.
По словам Вольфганга Хельда, «соглашение с Россией о воинских захоронениях от 1992 года по-прежнему в силе». «На рабочем уровне Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями продолжает свою деятельность в РФ и — насколько это возможно — в Украине. Война РФ против Украины напомнила о Второй мировой войне, в которой советская сторона понесла самые большие потери. К сожалению она показывает, что люди не хотят учиться на своих ошибках», — подчеркнул уполномоченный Хельд DW.
Сколько концлагерей находилось на западе Германии
О том, сколько нацистских концлагерей существовало в «третьем рейхе», точных данных нет. Предположительно около 30 000 лагерей на территории Германии были созданы только для подневольных рабочих. После окончания Второй мировой немецкие власти порой скрывали истинные масштабы использования труда подневольных рабочих и преступлений, совершенных нацистами. Следы лагерей, где содержались советские военнопленные и «остарбайтеры», быстро исчезали. Этому способствовало то, что немцы, возвращавшиеся из эвакуации, нуждались во временном жилье, поскольку их дома были разрушены. Бывшие лагерные бараки переделывали в жилые помещения.
Кое-где их следы еще сохранились. Как и история о том, кто в них жил во время войны и после ее окончания. Например, федеральное министерство труда ФРГ в Бонне расположено на территории, где 80 лет назад стояли бараки военнопленных. В этой части города в конце Второй мировой находился центр, в котором в период с мая по август 1945 года содержались 10 000 советских граждан, освобожденных из нацистских лагерей и ожидающих возвращения на родину.
По решению Ялтинской конференции в феврале 1945 года все советские граждане, которые во время войны оказались на территории нацистской Германии, должны были быть репатриированы в СССР. Это возвращение не было добровольным. Большинство репатриантов, оказавшись снова в СССР, попадали в фильтрационные лагеря и подвергались допросам сотрудников НКВД и СМЕРШ, многих обвинили в коллаборационизме и отправили в лагеря ГУЛАГа. Те из них, кто не дожил до возвращения, покоятся на одном из боннских кладбищ.
На другом — на севере Бонна — находится 64 могилы подневольных рабочих. Среди них могут быть и узники шталага VI G в Бонне — туда был перенесен лагерь в Арнольдсвайлере. Впоследствии его перебазировали в белорусский город Борисов. В этом городе, недалеко от Минска, во время гитлеровской оккупации существовали шесть нацистских «лагерей смерти».
Всего в Германии около 4000 советских воинских кладбищ, отмечает Вольфганг Хельд. Они стали последним пристанищем для 760 тысяч советских граждан, погибших в нацистской Германии во время Второй мировой войны. Только в федеральной земле Северный Рейн — Вестфалия покоятся 172 тысячи советских военнопленных и подневольных рабочих.