В Кишиневе запретят гей-парад: как это связано с выборами?

Муниципальный совет Кишинева запретил проводить в столице фестиваль ЛГБТ, а мэр города подписал указ о запрете пропаганды ЛГБТ в школах. С чем связано это решение и каков его политический контекст?Пятидневный фестиваль LGBT+ «Moldova Pride», запланированный в Кишиневе на середину июня, оказался под угрозой. Центр Genderdoc-M, занимающийся защитой прав сексуальных меньшинств, 13 мая анонсировал его проведение под девизом: «Не играйте с 5%». Но уже через два дня муниципальный совет столицы проголосовал за предложенный мэром города Ионом Чебаном проект запрета любых мероприятий ЛГБТ-сообщества на территории Кишинева. Под запрет подпадают не только марши, но и информационные кампании и другие мероприятия, «направленные на продвижение сексуального и гендерного многообразия».
Якобы для «защиты общественного порядка и интересов детей» за решение проголосовали 27 из 51 члена совета. Запрет поддержали сторонники партии Иона Чебана «Национальное альтернативное движение» (MAN) и оппозиционных партий социалистов (ПСРМ) и коммунистов (ПКРМ). Депутаты проевропейской партии «Действие и солидарность» (PAS) в знак протеста покинули зал заседаний.
Запрет в школах ЛГБТ-пропаганды
Ион Чебан подписал также отдельный указ, запрещающий ЛГБТ-пропаганду в столичных школах. В ответ министр образования Молдовы Дан Перчун назвал озвученную мэром проблему «политическим вымыслом» с целью отвлечь внимание от городских проблем. Например, Кишинев до сих пор не принял муниципальный бюджет, а школы и детские сады перенаселены, указал министр.
В учебные заведения Кишинева действительно пришли приказы о запрете «пропаганды ЛГБТ», отмечает директор центра Genderdoc-M Анжелика Фролова. Но вот фактов обнаружения такой пропаганды пока не выявлено. Это говорит о том, что мэр Кишинева запретил то, чего на самом деле не было. К тому же мэрия не имеет права вмешиваться в образовательный процесс, указывает она.
Позиция Genderdoc-M такова, что у граждан Молдовы есть право на свободу собраний, которое не может быть ограничено. Запретить акцию может только суд в случае, если известно, что она не будет мирной. «Поэтому мэрия не может запретить ЛГБТ-марш, ее решение не имеет юридической силы», — утверждает Анжелика Фролова.
Запрет, продолжает она, еще должна утвердить государственная канцелярия, и, возможно, он не будет одобрен и не вступит в силу. Но в то же время, признает правозащитница, в Молдове уже много раз срывали акции ЛГБТ.
Всего в Кишиневе было проведено 23 ЛГБТ-фестиваля, а маршей в их рамках — 12. То есть, половина была запрещена. С 2008 года схема выглядела так: тогдашний мэр в пятницу вечером обращался в суд, и акция зависала, а в понедельник апелляционная палата отменяла решение. Получалось, что и запрета вроде нет, и марш провален. «А в 2013 году мы просто нарушили решение суда, считая его незаконным, и вышли на улицу», — вспоминает Анжелика Фролова и не скрывает, что подобное повторится и теперь.
Предвыборная борьба началась
Ион Чебан и его партия MAN готовится к выборам, он рассчитывает на часть электората социалистов, за которых голосуют гомофобы, а также на голоса проевропейски настроенных граждан с консервативными взглядами. В данном случае ЛГБТ — это легкая мишень для поиска политиками внутреннего врага, продолжает директор Genderdoc-M.
«Здесь точно есть политический флирт с ультраконсервативным электоратом», — соглашается эксперт сообщества WatchDog Андрей Курэрару. В Молдове, напоминает он, в середине апреля утвердили дату проведения парламентских выборов — 28 сентября, и буквально через пару недель последовало предложение лидера социалистов Игоря Додона запретить гей-парад и даже ввести уголовную ответственность за пропаганду ЛГБТ среди детей. Ион Чебан слишком быстро это предложение поддержал, отмечает Андрей Курэрару и допускает, что между партией MAN и социалистами может быть негласная договоренность, чтобы получить пиар-дивиденды на теме ЛГБТ-скандала.
При этом партия Иона Чебана, имеющая поддержку в столице, но слабая в регионах, еще в конце января вошла в политический блок «Альтернатива», который заявлен как проевропейский. В него вошли также занявший второе место на президентских выборах 2024 года экс-генпрокурор Александр Стояногло, политики Ион Кику и Марк Ткачук.
Теперь же ситуация похожа на саботаж европейской интеграции по грузинскому сценарию, отмечает Андрей Курэрару. Ион Чебан в конце апреля встретился на закрытом мероприятии в Бухаресте с сыном Дональда Трампа и теперь использует похожую риторику, по примеру того, что делают в Румынии ультраправые политики Кэлин Джорджеску и Джордже Симион.
ПСРМ угрожает еще больше
Ранее Ион Чебан был идеологом социалистов, напоминает эксперт, и теперь он раскрывает свою реальную позицию, которая может стать «красным флагом» для евроинтеграции. У европейских партнеров, поясняет Курэрару, могут возникнуть сомнения, что права человека в Молдове соблюдаются, если на местном уровне принимаются такие решения. И это сигнал Москве, что партия MAN и блок «Альтернатива» близки пророссийскому курсу и даже что-то решают в Молдове.
Лидер ПСРМ Игорь Додон на следующий день после принятия решения о запрете ЛГБТ-фестиваля подчеркнул роль голосов муниципальных советников от его партии. Более того, он пообещал, что если социалисты станут частью парламентского большинства после осенних выборов, то публичные акции ЛГБТ будут запрещены в Молдове через принятый в парламенте закон.
В свою очередь, пресс-секретарь фракции PAS в муниципальном совете Серджиу Беженарь в комментарии DW пояснил, что советники фракции покинули зал заседаний при обсуждении запрета, так как сам по себе такой вопрос не входит в компетенцию Кишиневского мунсовета. Проект распоряжения Иона Чебана, поясняет он, противоречит действующему законодательству, а в Молдове любой человек имеет право организовывать мероприятия путем простого уведомления, поданного в мэрию.