Новости ГрузииПолитика

Зачем Берлин и Лондон разрабатывают оружие дальнего действия

Зачем Берлин и Лондон разрабатывают оружие дальнего действия

ФРГ и Великобритания углубляют военное сотрудничество. Они намерены совместно разрабатывать системы вооружения дальнего действия, взаимодействовать в Балтийском море и Северной Атлантике.Евросоюз и Великобритания договорились поставить на новую основу двусторонние отношения в целом ряде сфер, среди которых ключевыми являются безопасность и оборона. Пакт о безопасности и обороне позволит британской оборонной промышленности участвовать в совместных закупках через будущий оборонный фонд Евросоюза Security Action for Europe (SAFE) объемом 150 млрд евро, о создании которого 19 мая принципиально договорились европейские государства. Кроме того, оборонный пакт касается мер повышения кибербезопасности, устойчивости критической инфраструктуры, безопасности на море, а также противодействия гибридным войнам.

Ранее о расширении военного сотрудничества с Великобританией договорилась Германия. Еще в прошлом октябре министр обороны ФРГ Борис Писториус (СДПГ) и его британский коллега Джон Хили подписали соглашение, которое обе страны отметили как «историческое» — никогда ранее между Берлином и Лондоном не было подобной договоренности. 15 мая нынешнего года Хили прибыл в ФРГ, чтобы завершить согласование совместных планов.

В связи с угрозой со стороны России канцлер ФРГ Фридрих Мерц (Friedrich Merz), выступая 14 мая со своим первым правительственным заявлением в бундестаге, поставил амбициозную цель сделать бундесвер «самой сильной конвенциональной армией в Европе». «Мы должны уметь защищать себя, чтобы нам не пришлось защищать себя», — подчеркнул глава правительства. Это необходимо сделать в тесном сотрудничестве с европейскими партнерами.

Общие стратегические цели

Хотя ядерная держава Великобритания больше не является членом ЕС, она является важным в военном отношении партнером по НАТО, имеющим общие интересы с Германией. «Великобритания активно задействована в регионах, важных для Германии, таких как Балтийское море, Крайний Север, а также частично на восточном фланге НАТО», — подчеркивает Бен Шреер (Ben Schreer), глава берлинского офиса Международного института стратегических исследований (IISS).

Теперь обе страны хотят объединить усилия, например, для защиты северной части Атлантического океана и Северного моря. Через Северное море проходят не только важные морские торговые пути, но также газопроводы и кабели, по которым электроэнергия поступает с крупных морских установок на побережье.

После предполагаемых атак России на подводные кабели в Балтийском море эксперты по безопасности опасаются аналогичных атак в Северном море. В соглашении говорится, что обе страны хотят противодействовать этому с помощью «всеобъемлющего мониторинга обстановки».

Частью этого плана также являются совместные операции с подводными лодками и патрульной авиацией. Немецкие патрульные самолеты морской авиации P-8A Poseidon в будущем будут помогать из Шотландии контролировать воздушное пространство над Северной Атлантикой. Вооруженные силы Германии недавно заказали эти самолеты, а британская армия уже использует их, так что немецкие экипажи могут проходить там подготовку.

«Эти морские патрульные самолеты могут отслеживать подводные лодки на больших расстояниях», — подчеркнул министр обороны Писториус после консультаций со своим британским коллегой. При этом оба партнера совместно усилят возможности НАТО по борьбе с подводными лодками в Северной Атлантике и Северном море.

Разработка высокоточного оружия дальнего действия

Обе страны имеют мощную военную промышленность — в этой сфере также планируется сотрудничество. Например, немецкая оружейная компания Rheinmetall производит на своих заводах в Великобритании бронетранспортеры Boxer, британская армия заказала 500 единиц. Одним из ключевых элементов соглашения является совместная разработка высокоточного оружия с дальностью действия более 2000 километров, к которой могут присоединиться и другие европейские страны.

Еще одним направлением сотрудничества является разработка боевых беспилотников. У бундесвера есть пробелы в этой области: только в этом году страна начинает закупать боевые беспилотники меньшего размера. С другой стороны, британская армия имеет многолетний опыт практического применения БПЛА, который может быть полезен бундесверу.

Унификация систем вооружения

Обе страны также хотят сотрудничать в области создания боевых самолетов будущего — по крайней мере, в определенной степени. Здесь Германия разрабатывает новую систему совместно с Францией и Испанией, а Великобритания — другую совместно с Италией и Японией. «С европейской точки зрения имеет смысл, по крайней мере, установить операционную совместимость, чтобы две системы могли работать вместе в будущих совместных операциях», — подчеркивает эксперт по безопасности Шреер.

Тем самым он указывает на проблему, которая заключается в том, что Европа постоянно создает себе препятствия: существует слишком много различных систем вооружения, часть из них несовместимы друг с другом. «Нам нужны общие стандарты и упрощение систем в Европе», — потребовал также канцлер Фридрих Мерц вскоре после вступления в должность.

В то время когда европейским государствам НАТО приходится нести большую нагрузку по обороне, германо-британское военное сотрудничество может послужить образцом. По словам Шреера, это «полезный элемент» сотрудничества в дополнение к другим, например, между Германией и Францией.

В связи с этим было бы интересно узнать, «какой вклад Британия будет готова и способна внести в оборону Европы. И это, естественно, поднимает некоторые вопросы, особенно в отношении оборонного бюджета Великобритании, более значительное увеличение которого, вероятно, станет все более затруднительным», говорит Шреер.

Увеличение расходов на оборону

В Германии также возникает вопрос о размере будущего оборонного бюджета. В связи со сменой правительства бюджет на 2025 год пока не утвержден, но уже ведутся жаркие дискуссии о необходимых суммах.

Министр иностранных дел ФРГ Йоханн Вадефуль (Johann Wadephul) поддержал требование президента США Дональда Трампа — тратить в будущем до пяти процентов от валового внутреннего продукта на оборону.

В свою очередь министр обороны Писториус после встречи с Хили отметил, что для него ориентиром являются решения, которые примет НАТО на предстоящем саммите в июне. «Мы все знаем, что это будет намного больше, чем два процента, которые обсуждаются сегодня». Три процента от объема ВВП и более «не являются нереалистичными». Министр обороны Великобритании Хили добавил: «Дело не только в том, сколько мы тратим, но и в том, как мы тратим средства».

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.