Психология стрелка: Ксения Собчак сняла фильм о шутинге в школах
Ксения Собчак давно заинтересовалась феноменом «Колумбайна» — так, по названию школы, теперь именуют страшный инцидент, произошедший 20 апреля 1999 года в США. Тогда два школьника напали на своих одноклассников и застрелили 13 человек. Трагедия стала феноменом массовой культуры, у малолетних преступников неожиданно появились последователи по всему миру.
В России в последние годы тоже участились подобные случаи. Один из них произошел в Ивантеевке в 2017 году. Тогда мальчик Михаил Пивнев пришел в школу с пневматической винтовкой и ранил четверых человек. Одноклассница Миши вспомнила, что до трагедии он вел себя странно и говорил о желании убить.
«Мы еще когда услышали выстрелы, обсуждали, что это, наверное, Миша устроил теракт. Он ведь говорил об этом, но никто не воспринимал его слова всерьез. Я помню, когда прозвучали выстрелы, все начали кричать. Учительница закрыла кабинет и лишь периодически выглядывала, чтобы проверить, что происходит. Потом она сказала, что надо эвакуироваться», — вспомнила Катя, одноклассница Пивнева.
В итоге юного преступника задержали. После долгих разбирательств его приговорили к семи годами колонии.
Убийство в Керчи: истории тех, кто выжил
По словам Собчак, родители школьников, которые совершали растрелы в разных уголках России, категорически отказываются общаться с прессой. Это связано с элементарным страхом и нежеланием лишний раз напоминать обществу о произошедшем. И все же Ксении удалось связаться с одной семьей. Они согласились рассказать о преступлении, совершенном сыном, но при условии, что их личности будут скрыты.
«Наш сын пришел в школу с оружием. Тогда, к счастью, никто не умер. А вот сын попал в тюрьму. Я часто разговаривал с ним до этого случая, спрашивал, каким он видит свое будущее. Он отвечал, что не видит будущего, что хочет покончить с собой. Сын не хотел никого убивать, хотел совершить самоубийство, но стал сидеть в этих группах, посвященных «Колумбайну». Там ему и привили эту мысль. Теперь сын в тюрьме, а мы с женой каждый день думаем о том, что не уберегли его, не спасли», — рассказал отец преступника.
Еще в 2018 году Ирина Яровая внесла законопроект о запрете колумбайн-сообществ в социальных сетях. Раньше в этих группах сидели подростки, которые не только обсуждали свои проблемы в школах, но и делились планами об организации расстрелов. Теперь же за подобными сообществами ведется тщательная слежка, а их организаторов часто привлекают к ответственности.
Собчак удалось пообщаться с создателем одной из таких групп. «В школе меня унижали и обижали. Учителя постоянно заявляли, что я ничего не добьюсь. Каждый день я рисую в тетради сюжеты, где могу отомстить им. Два года назад все было просто ужасно. У меня отняли и сломали телефон. Я был так зол, что поклялся убить их всех. Нашел даже людей, которые были готовы продать мне оружие. Но потом передумал, понял, что морально не готов. Я представил, как убью их всех, но не знал, что буду делать дальше. Мне стало страшно за моих родителей», — признался 15-летний Даня, который вел сообщество, посвященное шутингу.
Ксения также попыталась связаться и с Ириной Яровой и с Денисом Заварзиным, который является главой специализированного «Центра мониторинга молодежной среды». Именно этот центр занимается предотвращением случаев шутинга в школах. Однако оба чиновника отказались общаться с Собчак.
В финале своего расследования Ксения заключила, что трагедии в учебных заведениях происходят по ряду причин. Часто это напрямую связано с неблагоприятной средой в школах и семье, а иногда на ход событий влияют люди из сообществ в социальных сетях. Однако она уверена, что замалчивать проблему точно не стоит. По мнению Собчак, родители и дети, пострадавшие в ходе таких инцидентов, должны общаться с прессой, чтобы не допустить новых трагедий.
Фото: Legion-Media, кадры из документального фильма Ксении Собчак «Опасная школа: Истории российских «школьных стрелков», борцы за «правильное воспитание» и аресты ФСБ»