Новости ГрузииОбщество

Как программа «7+» помогает детям с синдромом Дауна

Два года назад «Ассоциация синдрома Дауна Грузии» разработала программу «7+». Ее цель — помочь людям с синдромом Дауна и возраст которых превышает 7 лет  развить разные навыки и найти свое любимое дело участвуя в различных мероприятиях.

Необходимость разработки подобной программы вызвана государственной политикой, сказала Netgazeti представитель организации Мика Дзидзигури. Дело в том, что государственная «Программа раннего развития» распространяется лишь на детей младше 7 лет.

Проблема трудоустройства

Дзидзигури рассказывает Netgazeti, что Ассоциация начала работу  помощи по трудоустройству людей с синдромом Дауна несколько лет назад. Они связались с несколькими бизнес-организациями, которые согласились сотрудничать. Однако, родители к такому не были готовы.

Как объясняет Мика Дзидзигури, в первую очередь опасения у родителей возникают из-за того, что дети будут передвигаться самостоятельно. Кроме того, у подростков не было нужных навыков для трудоустройства:

«Мы поняли, что предстоит серьезная работа с родителями, чтобы те дали детям возможность в большей степени проявить свои навыки. Была работа и в направлении повышения осведомленности родителей, что их дети могут больше, или что им надо дать возможность проявить себя больше. В нашем случае это стало проблемой номер один в деле трудоустройства», — говорит она.

Как программа «7+» помогает детям с синдромом ДаунаЧлены Ассоциации.

Именно для решения этой проблемы 5 лет назад была создано социальное предприятие «Бабале», в котором трудятся люди с ограниченными возможностями. Изначально для большинства из них процесс работы был непривычным, но со времен они выработали все нужные навыки.

«Основой для создания программы «7+» послужило именно «Бабале», в которой трудились взрослые. Мы поняли — над развитием необходимых навыков работу нужно начинать гораздо раньше. Для тех, кто не достиг семи лет, есть Программа раннего развития, но потом она прекращается. Паузы быть не должно, это наносит ущерб. «7+» дает им возможность не прерывать процесс и развить нужные для трудоустройства навыки, обрести уверенность в себе. Это очень важно», — говорит Мика.

Значимость программы

Главная цель программы — помочь людям с синдромом Дауна независимо жить и работать. Для этого Ассоциация еженедельно устраивает разные мероприятия. Подростки старше 7 лет вместе с менторами учатся, например, как переходить дорогу на пешеходном переходе, как покупать продукты в магазине, готовить блюда и так далее.

«Очень хорошо, когда осведомленность общественности повышается, очень хорошо, когда [люди] принимают участие в кампании разноцветных носков. Однако, эти люди сами должны почувствовать свои потребности, развить имеющиеся навыки и в дальнейшем иметь возможность их применения.

Мы хотим, чтобы человек реализовался, чтобы он имел любимое дело и зарабатывал. Этим людям нужна помощь именно в выявлении навыков и поиске своей профессии. Для нас это очень важно», — говорит Дзидзигури.

Как программа «7+» помогает детям с синдромом ДаунаДети переходят дорогу.

По словам Мики, люди с синдромом Дауна не могут одинаково успешно работать во всех сферах, но есть сферы, которые им легко освоить, и в которых, они могут стать хорошими профессионалами.

«Они могут хорошо работать в любой сфере, в которой требуется проявление заботы. Знаю по опыту своего ребенка, что у него развита конкретная сторона. Попытаюсь помочь в еще большем развитии этой стороны. Очень любит печь, попытаюсь помочь. Хочу, чтобы он много чего попробовал и сам решил, чего хочет», — рассказывает Мика.

Цель Ассоциации — сделать программу «7+» государственной и внедрить ее в школах, что бы предлагаемые ею возможности стали доступны детям с синдромом Дауна по всей Грузии.

Мика говорит, что Ассоциация сотрудничает с государством и надеется, что в конечном итоге соглашение будет достигнуто.

С какими проблемами сталкиваются дети с синдромом Дауна

Как говорит Мика Дзидзигури, самое важное — развитие речи, поскольку у детей с этим диагнозом есть серьезные задержки в этом направлении.

По словам Мики, проблема заключается в том, что уроки развития речи довольно дорогие и лишь один урок в среднем стоит 70 лари, а заниматься нужно хотя бы 2-3 раза в неделю. Кроме того, в Грузии не так много хороших специалистов.

«Специалиста по развитию речи нужно привлекать с рождения ребенка. В возрасте 10-15 лет уже видно, что с этой стороны раннего вмешательства не было. Даже знания по этому вопросу для нас дело новое — раньше родители просто не знали, что в случае синдрома Дауна для развития необходимо вмешательство с самого рождения», — разъясняет она.

Ассоциация пытается своими силами собрать информацию о детях, рожденных с синдромом Дауна и предложить им и родителям свои сервисы и помощь в решении разных проблем. По словам Дзидзигури, государство не ведет мониторинг детей с синдромом, а Ассоциация в свою очередь объединяет до 600 родителей.

«Когда мы узнаем, что родился ребенок с синдромом Дауна, пытаемся сразу же связаться с родителем, предоставить информацию о синдроме. Мы все через это проходили — когда ты не знаешь, что происходит, не знаешь, пойдет ли он в школу, да даже то, будет ли он говорить. В основном слышишь, что он тебя не узнает, зачем тебе такой ребенок, он создаст проблемы. Стигм тысячи. Чтобы всего этого избежать, мы предлагаем свою поддержку», — сказала Мика Дзидзигури.

Как программа «7+» помогает детям с синдромом Дауна

У Ассоциации есть горячая линия по номеру 551 45 15 55.

Для уточнения, информации о том, какие сервисы предлагает государство детям старше 7 лет с синдромом Дауна и планируется ли сделать программу «7+» государственной, издание Netgazeti обратилось к Минздраву Грузии.

В пресс-службе ответили, что у государства нет отдельных программ для детей с синдромом Дауна. О будущих планах в этом направлении в Министерстве говорить не стали. На вопрос, ведет ли государство мониторинг числа детей рожденных с синдромом Дауна, не ответили.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.