История о первых женщинах Аджарии посмевших снять чадру
В январе 1929 года в Аджарии, жительница Хулойского уезда Фембе Хозреванидзе демонстративно сняла чадру.
«В этой просвещенной стране мне не нужна чадра!», — воскликнула она и сожгла ее у всех на глазах.
Для Аджарии 30-х годов ХХ века, это был своеобразный революционный жест. Ведь на протяжении веков чадра стала неотъемлемой частью повседневной жизни аджарских женщин. Женщинам старшего поколения идея отказа от чадры не понравилась, да и не только им. Так называемая «Акция по искоренению чадры» вызвала столь бурное возмущение среди аджарцев, что стало одной и главных причин восстания 1929 года.
Одни из первых аджарских женщин снявших чадру
Грузинские документалисты сохранили кадры, на которых аджарские женщины сжигают чадру. «Конгресс аджарских женщин» — так называется снятая в 1929 году режиссером Сико Долидзе немая кинохроника.
На кадрах видно, как на старый батумский вокзал прибывает поезд, который встречают люди с транспарантами. Филипе Махарадзе выходит из поезда и вместе со спутниками отправляется шествовать по улицам Батуми. Наряду с мужчинами в шествии принимают участие и женщины, почти все в чадре, у некоторых она побогаче, у других попроще.
После в кадре появляется уличная сцена, мы видим женщину с открытым лицом, на следующих кадрах уже виден костер в котором горят чадры.
Одни из первых аджарских женщин снявших чадру
Коммунисты потаили цель избавить женщин от чадры, это был своеобразный символ борьбы со старым укладом. Однако еще до коммунистов в 1917 году, был обнародован Закон о равенстве женщин и мужчин. Старые брачные правила были формально отменены, однако, женщина по-прежнему оставалась в подчинении мужчины.
В 1921 году, после установления коммунистического режима в Грузии, советское правительство объявило войну всем религиозным конфессиям. Церкви и мечети разрушались, или использовались под склады или сельские клубы. Борьба с женщинами, носящими чадру, была одной из главных битв в Аджарии в первые годы существования Советского Союза.
«В архивных документах сохранился ряд материалов. С 1925 по 1926 год несколько раз в неделю проводились собрания связанные с кампанией по искоренению обычая носить чадру», — вспоминает доктор исторических наук Отар Гоголишвили.
По его словам, советское правительство хотело, чтобы женщины отказались от чадры и стали жить на новый коммунистический лад. С 1922 года, когда были созданы специальные комитеты, одной из задач которых и была борьба с чадрой. «До 1922-1924 годов это был добровольный процесс. Агитаторам приходилось уговаривать местных женщин снять чадру. Говорили, что новая жизнь, новая ситуация не совместима чадрой, как с пережитком прошлого. Что аджарские женщины должны быть освобождены от нее», — говорит историк.
В 1926 году началось массовое движение по искоренению чадры в Кеде, Шуахеви и Хуло. Агитаторы ходили по дворам. Сначала беседовали с мужчинами, чтобы те велели снять чадру своим женам и дочерям.
Ответственность за процесс агитации несли те кто работал с большевиками в городе. Если бы они не справились, их ждало строгое наказание наказали — исключение из партии или административное взыскание. Ситуация резко изменилась с 1927 года. Из Москвы было принято постановление о скорейшем избавлении женщин от чадры. Регионам, и особенно тем, где была сильна религия, предписывалось начать избавляться от этого обычая, в случае необходимости, было приказано применить силу. Те, кто не подчинялся, должны были быть наказаны особенно строго», — вспоминает Отар Гоголишвили.
Кроме того власти стали активно подключать женщин к активной общественной деятельности. Они должны были посещать сельские собрания, а также согласно указу Центрально комитета Грузии от 24 января 1929 года средне образование стало обязательным как для мальчиков, так и для девочек.
24 января 1929 года ЦК Грузии принял постановление о созыве первого съезда женщин в Аджарии. 30 января 1929 года Центральный исполнительный комитет Аджарской АССР и Совет Народных Комиссаров издали совместное постановление, в котором говорилось: «Обязательное образование предусмотрено для детей обоего пола с 8 до 14 лет. Все граждане обязаны следить за тем, чтобы дети посещали школу».
У кампании против ношения чадры было больше противников, чем сторонников. Женщины, выступавшие против ношения хиджаба, в основном были членами семей высокопоставленных чиновников. Фембе Хозреванидзе, которая публично сожгла палатку в Хуло, была матерью Ризы Хозреванидзе, председателя Хулинского райисполкома. Противниками же, в первую очередь являлись духовенство (муллы), которые призывали людей не подчиняться коммунистам.
В книге Шоты Цецхладзе «О чем рассказывают архивные документы» изложена хронология событий 1929 года. Согласно записям, 6 января 1929 года в селе Гурта женщины с палками в руках ворвались в здание школы и устроили погром. 7 января того же года около сорока женщин, вооруженных палками, пришли в школу села Паксадзееби и сожгли школьный инвентарь.
«В селе Деканашвили женщины подстерегли на дороге жену коммуниста Б. Болквадзе и безжалостно ее избили. В селе Гурта женщины напали и избили Айше Горжомеладзе, которая на молодежном собрании потребовала, чтобы женщины в селе не носили чадру, посещали школу, получали образование. «После собрания, когда она вошла во двор дома, ее избили и унизили», — написано к книге Цецхладзе.
8 февраля 1929 года в Батумском государственном академическом театре состоялся первый съезд грузинских женщин-мусульманок. В съезде приняли участие 447 женщин-делегатов, в том числе 380 женщин из Аджарии. Женщины выступили с речами, а в конце собрания около тридцати женщин вышли на сцену и хором закричали: «Да здравствует свобода женщин, снимите чадру!». После сбросили с себя чадры и там же сожгли под бурные аплодисменты участников съезда. В архивных записях читаем:»В зале были вывешены плакаты: «Да здравствует всеобщий праздник!», «Усилим борьбу со старым укладом!» и другие.
Решение снять чадру женщинам давалось нелегко. Это был рискованны, значимый и смелый поступок. Однако в целом подобные выступления носили все же формальный характер. По мусульманскому правилу женщинам запрещалось посещать собрания вместе с мужчинами. Хотя кампания против чадры велась активно, в 20-е и 30-е годы ХХ века в разных уголках Аджарии женские и мужские собрания все еще проводились отдельно.
Коммунисты разными способами пытались бороться с традициями. Закон наказывал за многоженство и ранние браки. С 1929 года коммунисты особенно активно взялись за вопрос ношения чадры. В конечном итоге это вызвало волнения среди жителей Верхней Аджарии — общин Чвани, Горжоми, Схалта, Рикети и Оладаури. В итоге недовольство переросло в восстание.