Кто и кем был расстрелян — В Батуми обнаружили захоронение жертв сталинских репрессий
Еще одно массовое захоронение расстрелянных в 1937-38 годах было обнаружено в Хелвачаури, на территории бывшей воинской части.
Обнаружены останки 29 человек.
В архиве МВД Грузии хранится протокол от 15 марта 1938 года. В протоколе указаны имена 29 человек, расстрелянных в тот день в Аджарии.
«Если это захоронение 15 марта, то в протоколе написано, что приговор был приведен в исполнение в четыре часа ночи», — рассказал изданию Batumelebi член Института развития свободы информации (IDFI) Антон Вачарадзе, который занимается изучением периода советских репрессий.
Мира Попова-Манджгаладзе, 1908 года рождения, — одна из 29 расстрелянных по протоколу, который удалось обнаружить IDFI. Если в захоронении обнаружена женщина, то есть веские основания полагать, что здесь захоронены расстрелянные 15 марта 1938 года.
«Во период большого террора трактором заранее выкапывали яму, людей подводили к ней, расстреливали и по одному, бросали в эту яму, а затем трактором же закапывали. В яму также бросали известь, чтобы ускорить гниение. Место обозначалось условно. Например, в 18 километрах от Тбилиси или в пригороде Батуми. В этом документе сохранилось все о расстреле, кроме точного места.
В документах указано, время казни, кто был ее исполнителем и сколько человек было расстреляно.
Список расстрелянных 15 марта 1938 года
Перед нами могилы жертв действительно великого террора, несколько фактов позволяют нам это утверждать. Во-первых, травмы останков — ранение в затылок малокалиберным оружием, причем у многих из них руки связаны за спиной. Во-вторых, форма заполнения этой гробницы [тела сложены друг на друга]. Кроме того, в могиле обнаружены монеты, копейки 1930, 1932-35 годов. Самая поздняя монета датирована 1936 годом.
В целом десятки и сотни других найденных на постсоветском пространстве могил, где происходили массовые расстрелы, выглядят именно так. Поэтому можно точно сказать, что это могила репрессированных», — рассказал Антон Вачарадзе.
Красный террор охватывает советские репрессии 1937-38 годов, когда тысячи невиновных людей были арестованы и без справедливого суда приговорены к самой суровой форме наказания — расстрелу.
Институт развития свободы информации (IDFI) на базе архива МВД Грузии собрал данные о лицах, расстрелянных в Аджарии в 1937-38 гг. Согласно этому списку, во время большого террора в Аджарии было расстреляно 1 050 человек.
Захоронение репрессированных в 1937-38 гг.
04.02.2022
В Батумской и Лазетской епархиях были проведены первоначальные работы по поиску могил репрессированных. Сейчас епархия также курирует текущие работы.
«В 2016 году по благословению преподобного Димитрия начались поиски гробниц. Игумения Сидония, мать Динара и я, группа из трех человек. Сначала нам было очень трудно, но потом один человек, не желавший раскрывать свою личность, указал нам на эту местность и так мы нашли первое захоронение. Потом мы нашли еще три. Все четыре захоронения находились недалеко друг от друга», — рассказала Batumelebi Этер Махарадзе, которая присоединись к группе поисковиков созданной епархией.
Информация о нахождении могил репрессированных впервые стала достоянием общественности 5 апреля 2019 года.
Как сообщили Batumelebi, пятое захоронение было обнаружено с привлечением американских специалистов, а шестая гробница с привлечением ученых из Польского Национального Института Памяти.
Сотрудники Батумской и Лазетской епархий, Института развития свободы информации и Польского национального института памяти вместе работали над поиском могил репрессированных.
Останки, найденные в предыдущих пяти захоронениях, сейчас хранятся в монастыре. Останки 29 человек, найденные в шестом, также будут помещены в монастырь.
«В Перия, в монастыре епархии, эти останки будут упокоены. Они размещаются в специальных картонных ящиках.
Определить пол и примерный возраст этих людей относительно легко, достаточно даже после первоначальных антропологических исследований. После этого мы уже получаем ДНК. Национальное бюро Самхараули взяло на себя ответственность. Если когда-нибудь мы соберем базу живых потомков, в будущем можно будет провести сравнительный анализ.
Думаю, общество должно думать о процессе их захоронения. Останки 2017 года до сих пор не захоронены, и мы думаем как осуществить их захоронение», — сказал Антон Вачарадзе.
«Как я уже сказал, следующий этап этой работы — более сложные антропологические исследования, забор ДНК и последующее их захоронение.
Институт развития свободы информации в прошлом году собрал большую конференцию и спросил, где и как похоронить этих людей. В месте, которое стало для них местом трагедии и величайшей боли, если где-либо еще.
Во всех случаях нам говорили, что их обязательно надо перезахоронить, по одному. Я думаю, что было бы хорошо, чтобы государство было активно вовлечено в этот процесс. Мы обязательно должны подумать о том, что бы повторное захоронение произошло этой весной. Этот участок должен быть передан городу или епархии, или Министерству обороны для организации этого захоронения. Как правило, в таких местах устраивают красивый парк, музей, мемориал.
Будет много материала, их имена, предметы, фотографии, и было бы здорово, если бы к Батуми и Аджарии добавилось еще одно место просветительского значения. Особенно много приезжает туристов с постсоветского пространства, которые владеют информацией о большом терроре», — сказал Антон Вачарадзе.
По его словам, важным фактом является то, что среди расстрелянных в Аджарии было более 300 иностранцев.
«Батуми был интернациональным городом. Если брать процентное распределение, то из 1 050 человек ровно 30-30% составляют люди, имеющие мусульманские имена, отчества, и грузинскую фамилию, 30% — это число людей, которые по документам были из Гурии, и вероятно, жили и работали в Батуми.
Что касается иностранцев, то мы точно знаем, что расстреляно 28 этнических поляков. Есть также русские, евреи, немцы, греки, армяне и люди разных национальностей. Поэтому это место можно считать местом некой интернациональной дружбы, общей боли, объединившей всех представителей всех конфессий, религий и национальностей. Это первое захоронение репрессированных, найденное в Грузии, и я считаю необходимым устроить здесь такое пространство», — сказал он.