Новости ГрузииПолитика

Политолог-международник Максим Яли: Нам нужно продержаться еще пару дней, и санкции против России будут намного жестче

Кандидат политических наук, профессор кафедры международных отношений, информации и региональных студий Национального авиационного университета, старший научный сотрудник в Институте всемирной истории НАН Украины Максим Яли в интервью УНИАН рассказал, что изменило мнение западного мира, который теперь готов применять к России санкции пожестче.

Как изменились за последние два дня мнения представителей западного мира относительно санкций, если еще позавчера нам рассказывали, что готовят жесткий пакет, а озвучили, по сути, «пшик», а теперь стали говорить о более серьезных санкциях? Что на это повлияло?

Повлияло то, что уже идет полномасштабная война с обстрелом жилых кварталов Киева и других крупных городов, гибель мирного населения. Мы находимся во внимании мировых СМИ. Умолчать об этих событиях невозможно.

Западные политики вынуждены считаться с этим. Особенно, в тех странах, где проходят массовые протесты против открытой войны России, в поддержку Украины.

Политики думают только о том, чтобы переизбраться. Нам нужно продержаться еще пару дней, и санкции будут намного жестче. Это неминуемо. Вплоть, возможно, до исключения из Совета безопасности ООН, о чем также говорят. 

Президент США Джо Байден заявил, что «никто и не ожидал, что санкции остановят Путина». Но если знали, что ограничения президента РФ не оставят, в чем вообще был смысл первых санкций, которые еще и вводились довольно точечно? 

Каждая сторона и ее политические элиты преследуют собственные интересы. То, как действовали США еще в 2014-м году, введя мягкие санкции после оккупации Крыма, сделало возможным начало военной агрессии на Донбассе. И это убедило Путина в безнаказанности и слабости Запада. Джо Байден прекрасно это понимал. 

Еще с лета прошлого года, после встречи Путина с Байденым в Женеве, я говорил, что они договорились по вопросу Украины. Но тогда это касалось принуждения Путина к Минским договоренностям.

Своей Мюнхенской речью Зеленский перевернул доску. Отказался прогибаться под требования Запада — того же Макрона, Байдена, Шольца. Он отказался идти на капитуляцию. Теперь, западные политики меняют позиции, поскольку заботятся только о своих национальных интересах.

Если следовать этой логике «своих интересов», почему западный мир считает, что мягкие санкции, которые долго подтачивают Россию, лучше, чем слабая Россия прямо сейчас, если ввести жесткие ограничения? Ведь от слабой России они тоже могут выиграть?

Если посмотреть в стратегической перспективе, мотивы таких мягких санкций — это завлечение Путина в ловушку. Чем дольше будут военные действия, чем больше будет авиаударов с применением самых тяжелых вооружений, чем больше будет жертв среди населения, тем жестче будет реакция Запада. И Россия, по-прежнему, является главным соперником США в военной сфере. Это единственное государство, которое может их уничтожить, учитывая их ядерный потенциал. 

То есть, как бы нам не было грустно это понимать, но за наш счет политики решают свои проблемы. То есть, в принципе, возможной целью администрации Байдена является изоляция России и устранение Путина от власти в РФ. А это означает исключение РФ из глобальной экономики. Это санкции, если мы продержимся, и если будет нарастать общественное давление во всех странах.

И все же, почему сразу не применить жесткие санкции?

Потому что это вызовет резкий рост цен на нефть и на газ, учитывая долю российского рынка. Они по-прежнему — второе место в мире, если я не ошибаюсь, после США по их добыче и продаже. США также учитывает интересы своих европейских партнеров, т.е. Германии, которая крайне зависима от поставок и нефти, и газа.  То есть, они понимают, что бензин подорожает и в США, и в Европе. Именно на такую нерешительность делает ставку Путин.  

В послании Джо Байдена главной фразой было то, что он позаботиться о том, чтобы война РФ против Украины не сказалась на цене бензина для американских граждан. Это в полной мере демонстрирует отношение американского руководства к войне в Украине. 

Политолог-международник Максим Яли: Нам нужно продержаться еще пару дней, и санкции против России будут намного жестче

REUTERS

Но санкции должны со временем задушить Россию. И США все равно, что это произойдет ценой происходящего сейчас в Украине? 

Давайте посмотрим объективно: сколько погибло мирных граждан в Сирии, в Ираке, в Афганистане, во время вьетнамской компании… США также проводят имперскую политику за своими пределами. Внутри это демократическое государство, но если смотреть объективно, далеко не всегда они развязывали войны, опираясь на международное право, на те же резолюции ООН (что касается военной интервенции в Ирак). И это дает Путину поводы строить свою политику на том, что «если вам можно, почему нам нельзя». Тем более, если это касается «исторических земель» России. 

Почему западный мир не вводит против РФ эмбарго, как это было, в свое время, против Ирака?

Главная причина в том, что цены на нефть были гораздо ниже, чем сегодня. Были альтернативные источники нефти в Персидском заливе. Доля Ирака не была столь значительной, как доля России на мировом рынке сегодня.

В первый день масштабного нападения России президент Украины Владимир Зеленский сделал заявление, в котором анонсировал создание антипутинской коалиции.  Кого можно сейчас выделить как наших партнеров в таком объединении? 

Давайте сузим список до тех стран, которые могут реально повлиять на экономику России путем санкций. Это Польша, которая выделила нам помощь. Это Великобритания, которая также заранее нам поставила вооружение для ведение уличных боев (столь важные противотанковые комплексы). Именно премьер Британии Борис Джонсон сейчас инициирует отключение России от SWIFT. Среди лидеров, естественно, страны Балтии. Также это Турция, которая действительно оказала нам серьезную поддержку. Хотя сейчас, также учитывая, товарооборот и зависимость от поставок российского газа, Эрдоган не вводит серьезных санкций. Зато делает серьезные заявления в рамках НАТО о реакции. То есть, в принципе, Турцию можем записывать в наши главные союзники.  

Кто аутсайдер?

США пока медлят, объясняя, что это негативно повлияет на обеспечение энергоресурсами ЕС и на стоимость бензина в США. Это, безусловно, Германия, которая воздерживается от санкций: хотя сейчас приостановили сертификацию «Северного потока-2», но они выступали против санкций в энергетическом секторе.

Также мы видели, какие страны высказались против отключения от SWIFT.  Это Кипр, Венгрия. Австрия — также слабое звено. Италия, по последним новостям, уже должна поддержать отключение. Но тут нужно понимать, что там серьезная украинская диаспора.

Вот, как меняется реакция политика от реакции общества: чем более активные протесты, тем их политика и решения меняются, в зависимости от ситуации.

Что повлияло на изменения мнения Германии по поводу SWIFT?

Та же реакция общества, общественный резонанс. Плюс, в коалиции есть «зеленые» — и министр иностранных дел изначально выступала и против запуска «Северного потока-2», и называла Россию угрозой стабильности.

По вашим оценкам, какова все-таки вероятность, что Россию отключат от SWIFT?

Санкции есть и с каждым днем нашего сопротивления они растут. Маятник качнулся в нашу сторону даже в тех странах, которые предпочитали не замечать войны, хотя она длится уже 8 лет. В том числе, речь даже о странах, у которых есть серьезные экономические интересы в России. Другой вопрос, что это не будет панацеей.

А как оценить заявления высшего представителя Евросоюза по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозепа Борреля о том, что русский народ – это не Путин? Значит ли это, что санкции не будут вводиться против россиян? Может, все-таки стоит?

Скажем так, заявление логичное. Учитывая, что незачем вводить санкции против тех граждан РФ, которые, рискуя получить сроки, все-таки выходят на протест.

Ставка на «холодильник», которую в 2014-м году провозгласил Обама обвалом цен на нефть, не сработала. Этого оказалось недостаточно. Потому что Путин — это коллективный образ россиян. По крайней мере, абсолютного их большинства. Если посмотреть соцопросы, всего 15% выступают категорически против и являются молчаливой оппозицией Путину. А остальные — путинский электорат — встречают войну «на ура». Потому что они, как минимум, 8 лет находятся под влиянием пропаганды. Некоторые из этих людей не способны критически мыслить. Если быть гуманным и объективным, то они, в определенной степени, жертвы. Хотя уже последние несколько дней, все становится очевидным.

Кстати, если раньше это была гибридная война, то сейчас, еще пара дней ракетных ударов, и от мала до велика, все граждане южных и восточных областей Украины, которые Путин, сейчас «освобождает от нацистского режима», будут начинать и заканчивать свой день песней «Батько наш Бандера». 

Если мы говорим о дипломатии, которая продвигает нашу позицию на западе, то к чему сейчас стоит апеллировать, чтобы нас реально услышали?

Мы можем апеллировать к их базовым ценностям, которые являются основой европейской цивилизации — и Европейского союза, и США, основой демократических обществ в цело. 

Гуманистические ценности — ценность жизни человека, прав человека, которые, естественно, грубо нарушаются в условиях войны. Фактически Джо Байден объявил, что будущее противостояние — война демократии против автократии. И их главное отличие — это гуманистические ценности, которые и создали Европу.

Мы должны апеллировать к нарушению прав человека. Потому что, естественно, в экономической сфере мы не можем стать альтернативой России. У нас нет столько газа и т.д. Мы не можем заменить Россию в энергетической сфере. Поэтому должны апеллировать к мнению общества, которое видит ужасные кадры из украинских городов, и осознает несправедливость этой войны. 

Анастасия Светлевская

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.