Новости Грузии

Из Баку в Тбилиси через Стамбул, или на какие ухищрения приходится идти гражданам Азербайджана из-за закрытых сухопутных границ

Автор: Ника Мусави

Сухопутные границы Азербайджана остаются закрытыми уже больше двух лет. И если первые года полтора это воспринималось гражданами страны как досадные, но оправданные временные неудобства, то теперь, ситуация выгляди уже почти абсурдно и очень обидно. Пандемия осталась в прошлом, карантинные ограничения практически сняты, весь Евразийский континент, за исключением всего нескольких стран, уже давно пооткрывал свои «сухопутки», и жители Азербайджана все чаще задаются вопросом о том, как их угораздило оказаться в числе этих самых «исключений». И, главное, сколько это будет продолжаться? И с началом туристического сезона этот вопрос приобретает еще большую актуальность.

Три границы

Формально, Азербайджан имеет четыре «действующие» сухопутные границы – с Грузией, Россией, Ираном и Турцией (физически существующая граница с Арменией по понятным причинам «не работает»). Но в данном случае имеют значение только три из них – грузинская, российская и иранская.

Турецкая граница «прилегает» к Нахичеванской автономной республике, и кроме местных жителей ею практически никто никогда не пользовался. Жители прочих регионов Азербайджана и так всегда летали в Турцию на самолете, так что разницы не заметили. И, кстати, турецкая граница как раз-таки открыта – Нахичеван живет по своим законам.

Итак: Грузия, Россия, Иран. У каждой из этих границ свое негласное «назначение» и своя «аудитория». В Грузию через сухопутку ездят, преимущественно, отдохнуть и навестить родню (приграничные регионы населены, в основном, этническими азербайджанцами). В Иран – на паломничество к мусульманским святыням или на лечение. Россия – привычный маршрут трудовых мигрантов и членов их семей. Плюс, какое-то количество людей регулярно ездят по всем трем направлениям по работе или учебе. Но в контексте закрытых границ чаще всего упоминается именно Грузия.

Уже не самая доступная заграница

До марта 2020 года Грузия была самой доступной «заграницей» для рядовых граждан Азербайджана. Из Баку в Тбилиси можно было добраться на поезде, автобусе, на своей машине… да хоть на лошади. И стоило это удовольствие, максимум, 30 евро (СВ в поезде). Летать туда на самолете считалось буржуйством и глупым расточительством (разве что это командировка и летишь ты за счет компании). А теперь самолет – единственный способ перемещение между Азербайджаном и Грузией. И то, если повезет и удастся купить билет.

Азербайджанская авиакомпания Azal (точнее, относящийся к ней лоукостер Buta) летает из Баку в Тбилиси и обратно дважды в сутки. Цены на билет в один конец без багажа начинаются примерно от 50 евро, если покупать их сильно заранее (время в полете при этом составляет 50 минут). И даже эти недешевые билеты раскупаются со скоростью реактивного самолета. Потому что, опять же, альтернативы просто нет.

Ну, теоретически, можно добиться в азербайджанском посольстве в Грузии официальное разрешение на пеший «вход» в Азербайджан. Но только имея азербайджанское гражданство, подав прошение за две недели и проявив настойчивость.

Раздражает отсутствие вариантов

«Даже не дороговизна билетов, а именно отсутствие других вариантов раздражает больше всего», – говорит азербайджанка Аян, которая живет в Тбилиси и часто ездит в Баку навестить родителей, – «В прошлый раз мне пришлось задержаться в Баку дольше, чем собиралась и отменить все запланированные в Тбилиси дела, потому что билеты были раскуплены на несколько дней вперед. Не говоря уже о том, что купленный в итоге билет обошелся мне почти в 100 евро без багажа. А если вдруг у человека случается что-то важное и ему надо вот прямо назавтра оказаться в Баку или Тбилиси? Как он это сделает? Телепортируется?».

Бакинцу Сулейману Гаджиеву и вовсе пришлось лететь в Тбилиси через Стамбул турецкими авиалиниями: «Хорошо хоть, что это была командировка, так что летал я не за свой счет. И, если честно, даже обрадовался, что деньги компании не достанутся грабительской Buta».

Корысти ради?

Народная молва склонна винить в сложившейся ситуации именно Buta/Azal. Пытаясь найти хоть какое-то логическое объяснение, люди решили, что, поскольку AZAL – это, фактически, государственная компания, властям выгодно держать сухопутные границы закрытыми, чтобы наживаться на продаже авиабилетов.

Но независимый экономист Тогрул Велиев считает эту версию не слишком правдоподобной. Он не отрицает вероятности того, что AZAL продвигает запрет на пересечение сухопутных границ. Однако, на его взгляд, выгода этой авиакомпании от сложившейся ситуации сильно преувеличена, поскольку в Россию после начала войны в Украине она не летает, а в Иран есть лишь один рейс в неделю.

«Да и полеты в Грузию вряд ли сильно обогащают AZAL. Если б они, в самом деле, хотели бы воспользоваться случаем, то сделали бы билеты чуть подешевле и увеличили бы количество рейсов. Учитывая спрос, это было бы реально выгодно. Но они этого не делают. Так что нет, не думаю, что власти держат границы закрытыми из корыстных побуждений».

Сухопутка на замке – ситуация под контролем

Ситуация на границе с Россией (с которой Азербайджан «через» Дагестан), куда более драматичная. В начале марта сотни азербайджанских трудовых мигрантов, решивших наведаться или вернуться на родину, прибыли сюда и застряли на несколько недель в ожидании открытия коридора. Все это время они жили в здании детского лагеря «Огонек». Дагестанские власти по мере сил о них заботились, но от ситуации, ясное дело, были не в восторге. Тем более, что еще во время «настоящего карантина» здесь по той же причине уже скапливалось огромное количество людей и однажды дело даже дошло до столкновения с силовиками.

И даже уже Иран в лице главы МИДа Хосейн Амир Абдоллахиян посоветовал Азербайджану поторопиться с открытием сухопутки.

Периодически в азербайджанском сегменте соцсетей распространяется слух, что с первого числа следующего месяца границы, наконец, откроются. Медиа, подхватив эти слухи, пристают с расспросами к ответственным структурам, но те отвечают более чем туманно. На очередной такой вопрос журналистов, заданный в конце мая, врач-инфекционист и член Оперативного штаба при Кабинете министров, от решения которого, по идее, и зависит этот вопрос, ответил: «В последние месяцы в Азербайджане наблюдается стабильность. Думаю, что в ближайшие дни границы могут быть открыты. Как врач, я не вижу в этом опасности».

В течение мая в Азербайджане выявлялось от одного до пятнадцати случаев заражения каронавирусом в сутки. Масочный режим отменен, почти позабыты ковид-паспорта, в стране один за другим проходят крупные мероприятия, ожидается проведение этапа гонок Формула 1… И только «сухопутные двери» по-прежнему закрыты, что дает пищу для все новых предположений. Самое банальное из которых: власти по инерции пытаются держать ситуацию под контролем, что гораздо проще делать, если все въезжают-выезжают через один аэропорт, а не через множество контроль-пропускных пунктов.


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

Из Баку в Тбилиси через Стамбул, или на какие ухищрения приходится идти гражданам Азербайджана из-за закрытых сухопутных границ

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.