PHR одержала победу по иску о насилии над ребёнком в детском саду
Неправительственная организация «Партнерство за права человека» (PHR) сообщает о победе по первому иску поданному в Комитет Организации Объединенных Наций (ООН) по правам ребенка.
Суть дела
Согласно данным организации, в январе 2017 года 3,5-летний Гиорги не смог выполнить задание воспитательницы, из-за чего та ударила его в лицо и в область уха. Судебная медицинская экспертиза установила, что удар был нанесен тупым предметом. Когда утром того дня, родители привели ребенка в садик, травм на нем не было.
Мать ребенка, Лали, узнала о произошедшем от маленького сына. Она обратилась в полицию и несколько месяцев безрезультатно ждала действий правоохранителей. В апреле 2018 года она обратилась к организации «Партнерство за права человека».
8 июня 2018 года адвокаты обратились к Прокурору Грузии с требованием признать ребенка пострадавшим. Прокурор требование не удовлетворил, указав, что невозможно установить, что ребенок получил травмы именно в результате насилия. Обжалование решения у старшего прокурора также завершилось безрезультатно.
Воспитательница, ударившая ребенка, была уволена, но в решении об её увольнении не было указано, что она применила насилие. Поэтому суд признал ее увольнение незаконным и восстановил воспитательницу в должности.
В ноябре 2018 года адвокаты обратились к Комитету ООН по правам ребенка (КПР).
Решение комитета
По заявлению PHR, 7 июня 2022 года комитет постановил, что Грузия нарушила право ребенка на защиту от насилия, которое гарантировано статьей 19 Конвенцией ООН по правам ребенка.
Комитет установил, что государство также нарушило стандарт расследования, поясним, что расследования случаев жестокого обращения с детьми должны проводиться квалифицированными специалистами, прошедшими специальную подготовку, и должны использовать подходы, ориентированные на ребенка. Государство также должно принять все возможные разумные меры для защиты доказательств, связанных с инцидентом. Кроме того, расследование должно быть проведено быстро и в разумные сроки.
В данном случае комитет отметил, что ребенок был допрошен следователем-специалистом в присутствии психолога и отца, хотя государство не обеспечило видеонаблюдение для защиты показаний ребенка для дальнейшего рассмотрения или для установления того, что ребенок действительно понял важность того, что бы была озвучена правда.
Хотя расследование было начато без промедления, на опрос двух сотрудников детского сада, которые также обвинили воспитателя ушло 10 месяцев, и 15 месяцев ушло на допрос родителей других детей. Государство не смогло объяснить причины такой задержки. Адвокат ребенка получил доступ к материалам уголовного дела через 19 месяцев после начала следствия. Наконец, комитет уточнил, что более 5 лет государство проводит расследование без существенных результатов. Комитет пришел к выводу, что такое расследование не соответствовало стандартам скорости и эффективности.
По данным PHR, комитет пояснил, что государство не проявило должной осмотрительности и не обеспечило эффективного расследования телесных наказаний ребенка, тем самым нарушив статью 19 Конвенции ООН о правах ребенка.000
Комитет обязал государство выплатить пострадавшей стороне эффективную компенсацию и предпринять все усилия для превенции подобных нарушений в будущем. Комитет также обязал государство в срок 180 дней предоставить информацию о шагах, осуществленных в связи с данным решением, а также, что государство должно обеспечить обнародование данного решения и его широкое распространение на грузинском языке.
PHR отмечает, что это первое решение Комитета ООН по правам ребенка в отношении телесных наказаний ребенка, где комитет установил нарушение со стороны государства.