Зачем России Бичвинта? — взгляд из Абхазии
186 гектаров земли и морское пространство равное 115 гектарам согласно проекту соглашения об отчуждении пицундской госдачи переходит в пользование РФ. Все строения становятся собственностью Федеральной службы охраны, а земля с акваторией Черного моря сдается в аренду на 49 лет.
А это считай, что целое поколение жителей Абхазии будут жить имея территорию России внутри Бичвинта (Пицунды).
Именно поэтому часть общества, оппозиционно настроенные и даже неполитизированные жители Абхазии стали высказываться резко против этого соглашения. Больше всего возмутил факт тайного подписания документа, после долгих лет неоднозначного отношения к этой сделке. Ведь желание ФСО завладеть территорией госдачи не новость, а процесс, идущий из далекого 1995 года.
Когда Владислав Ардзинба передал в бессрочное пользование пицундскую госдачу России. После окончания грузино-абхазкой войны все, что все объекты союзного значения были национализированы. Госдача была именно таким объектом. Здесь отдыхали первые лица номенклатуры СССР, а также зарубежные гости, например, Фидель Кастро.
В 1995 году, Ардзинба понимал, что содержать 186 гектаров парковой зоны и несколько корпусов многоэтажных зданий его правительство не сможет, и поэтому подарил, будем так говорить, госдачу России, за какие-то другие блага, которые Россия смогла предоставить Абхазии, находящейся в блокаде. России тогда эта территория тоже особенно не была необходима. Лихие 90-е, приватизация внутри России и другие политические и экономические процессы не благоволили развитию курорта в непризнанной стране.
Но спустя время в 2010 году вопрос встал. И выяснилось, что по законодательству, Правительство РФ не может выделять деньги на ремонт объектов, не являющихся госсобственностью. Договор 1995 года, видимо не устроил власть имущих, и было предложено абхазской стороне заключить новый, где за Россией будут значиться не только здания, но и территория. Часть, принадлежащая реликтовому заповеднику, часть – морская акватория, простирающаяся аж до нейтральных вод.
Тогда т.н. президентом Абхазии был Сергей Башапш. Ему Россия предлагала решить и вопрос Аибги, высокогорного села, которое Россия хотела формально присоединить к Красной поляне, ведь неформально оно и так там. Багапш не согласился, а потом заболел и скоропостижно скончался.
Перед Александром Анквабом также ставился вопрос отчуждения пицундской госдачи, в ряду прочих, но и он сначала тянул кота за хвост, а потом ушел в отставку в результате политических волнений. Рауль Хаджимба, ставший де-факто президентом вслед за Анквабом тоже не смог завершить процесс отчуждения, и также не досидев торой президентский срок ушел в отставку, после того как 200 человек захватили комплекс правительственных зданий.
Сегодня решение по госдаче должен принять Аслан Бжания. И он действует более решительно. 19 января 2022 года соглашение все-таки подписали. И не где-нибудь а в Москве, в тайне от Парламента. Де-фато МИД не сообщил депутатам о соглашении, хотя согласно процедуре именно внешнеполитическое ведомство уведомляет Парламент о подписании межправительственных договоров. К депутатам документ попал в марте, и тогда начался процесс рассмотрения соглашения. Его одобрил Комитет по межпарламентским связям. Как только это произошло, информация о готовящемся отчуждении стала доступна широкой общественности. Согласно процедуре, соглашение должен одобрить еще один Комитет по экономике и развитию, и только после этого оно будет вынесено на сессию для ратификации.
Противники отчуждения в настоящий момент пытаются сделать все, чтобы документ не был подписан. А оппозиция еще и заработать себе политические очки. Лидер народного движения Адгур Ардзинба называет власть мыслящей категориями автономии, намекая на то, что Аслан Бжания не может принять самостоятельных решений, а он – Адгур Ардзинба, политик, выросший в новых политических реалиях, и не знавший советского времени, может мыслить и действовать как государственный деятель «независимой страны».
Депутаты прошлого созыва, те что не смогли пройти в новый состав парламента также собрались и официально обратились к ныненшним народным избранникам с советом не ратифицировать соглашение по отчуждению пицундской госдачи. Натали Смыр уверена, что передача права собственности на объект приведет к возникновению российского анклава в Абхазии, и Абхазия потеряет «часть суверенитета». Также по ее словам она обладает достоверной информацией из Кремля о том, что инициатива отчуждения принадлежит абхазкой стороне, Россия, по имеющейся у нее информации не требует такого рода действий со стороны Абхазии.
Но если вспомнить встречу Аслана Бжания с жителями Пицунды, то складывается другое впечатление. На этой встрече президент говорил о том, что передача Госдачи России — залог безопасности Абхазии. И так как Россия гарантирует защиту территории, то т.н. руководство страны просто обязано совершить акт доброй воли и отдать собственность здания, а землю и акваторию в аренду почти на полвека.
Сторонники действующей власти, защищают президента, вспоминая другие факты передачи недвижимости Лужкову, Ткачеву и прочим. «Все самое лучшее раздали олигархам, а дачу, которая уже тридцать лет окружена колючей проволокой, Путину зажали», — пишут в Фейсбуке анонимные защитники власти. И доля истины в этом есть. Территории Госдачи в Пицунде огорожена забором, увенчанным колючей проволокой, закрыт и пляж, прилегающий к даче. Попасть туда не может ни один жиель Абхазии.
Однако территория рядом свободна для посещения, если же ее передадут России, то вокруг образуется буферная зона. Ее жителям с большой долей вероятности придется переехать или жить за шлагбаумом, если позволят. Поэтому пицундцы в большинстве своем против каких-либо территориальных реформ в своем городе.
Сухумским депутатам тоже непросто. С Лаши Ашуба уже спрашивают его избиратели. По неофициальной информации несколько человек к нему уже приходили с требованием озвучить позицию по госдаче.
«Когда тебе нужны были голоса, мы тебе помогли, теперь ты нам должен объяснить, что ты думаешь о происходящем. Не зря ли мы тебя поддержали», — примерно так выглядел разговор, по словам очевидцев. Ответа от депутата пока не последовало. И это понятно, так как Лаша Ашуба «человек Бажния» и вряд ли будет публично озвучивать свою позицию, предварительно не обсудив «со старшим».
Есть две версии, почему процесс отчуждения интенсифицировался именно сейчас. Первая –Госдача будет продолжением микрорайона Сириус — федеральной территории, которая располагается сейчас в Адлере. Это район, который находится под юрисдикцией Москвы. Все налоги Сириус платит Москве, минуя бюджет Сочи и Краснодарского края. Существует теория, что Сириус хотят продлить, захватив часть Гары и Пицунды. Об этом знают все сочинские таксисты, и не знает ни один абхазский чиновник.
Вторая версия – это расположение важнейшей военной базы. Пицунда – это мыс, и стратегически находится в выгодном географическом положении. Акватория нужна для дислокации подводных лодок, а сама госдача как командный пункт.
Ни одну из версий нельзя ни доказать, ни опровергнуть. И ни одна из них не будет популярна в абхазском обществе. Может быть, именно поэтому чиновника стремятся заболтать эту тему, надеясь на недальновидность и эмоциональность общества, затрагивая в своих выступлениях болевые точки безопасности и благодарности.
Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.