Новости Грузии

«Многие женщины скрывали, что были на фронте» — участница Второй мировой

Во Второй мировой войне воевали более 34 млн. человек. Из них больше 700 тысяч, в том числе 16 тысяч женщин. Почти половина из них не вернулась с войны.

Цицино Чкония повезло, она вернулась целой и невредимой, и даже продолжила учебу на факультете филологии, откуда в 1942 году её увезли на войну прямо с лекции.

Её дочь, Луиза Малазония рассказывает, что случилось с мамой после окончания войны, что в деревне думали о женщинах фронтовичках и какие рассказы о войне она помнит.

«Родители мамы были зажиточными крестьянами. Они были в ужасе хватил, когда дочку-второкурсницу увезли с университета прямо на фронт.

Увезли прямо с лекции. У мамы на фронте был старший брат, но ни какой весточки от него не приходило. Не знали, жив он или нет. Позже дядю признали пропавшим без вести, родители получили с фронта документ. Дядя был меньшевиком, большим противником большевиков. Меньшевиком был и дедушка. Крестьянин, железнодорожник, но довольно зажиточный. Большевики у него все отобрали.

Дедушка знал, что маме будет сложно пережить потерю брата. Решил приехать и сам рассказать, до того как расскажут другие.

Приехал из Батуми в [деревню] Джуруквети. Там и сказали, что Цицино увезли на фронт», — вспоминает Луиза.

На передовой мама не воевала, но до 1945 года была на войне. С оружием в руках выполняла разные задания, сторожила горючее и технику.

Вернувшись смогла продолжить учебу. Родители боялись, что её снова куда-то увезут. Она продолжила учебу заочно.

Потом она начала работать в школе, учителем военного дела.

«Мама рассказывала, что все, кому она нравилась, расставались с ней, узнав, что она воевала.

Оказывается, они даже не скрывали этого. Знакомились и прямо говорили: ты в армии была.

В деревне тогда иначе смотрели на воевавших женщин. Когда мама с папой познакомились, она сразу спросила: Ты знаешь, что я была на фронте? Папа рассмеялся и сказал, что знает — сам тоже был и поэтому ценит её.

Вскоре они поженились. Многие знакомые советовали папе не жениться на фронтовичке. Сам отец четыре года провел в армии, на четвертый началась война, он сразу пошел на фронт. Всего девять лет на военной службе», — вспоминает Луиза.

«Многие женщины скрывали, что были на фронте» — участница Второй мировой
Цицино Чкония на фронте — второй ряд, первая слева.

Цицино Чкония с мужем прожили долго и счастливо. Воспитали трех детей, нянчили внуков и правнуков.

Чкония была ветераном, но государство ее заслуг не отметило. Лишь раз её пригласили на школьное мероприятие и подарили часы.

«Она дожила до войны в Абхазии. Это событие вскрыло ее старые раны, она вспоминала фронтовые истории. Говорила, что на войне было не до чего, но люди заботились и уважали друг-друга. У мамы, оказывается, были очень длинные волосы и она не стала их стричь. Все помогали: мол, чтобы у тебя там ничего не завелос, мойся 30 минут, если нам дадут по 15. Мама пользовалась этой привилегией из-за длинных волос. Никогда не скрывала, что воевала. Многие женщины стыдились и скрывали.

Я всегда с гордостью говорила, что моя мама была на фронте», — рассказывает Луиза Малазония.

«Помимо фронтового прошлого женщины стеснялись и многого другого. Когда маму с дядей отправили на фронт, 50-летняя бабушка была беременна. Оказывается, очень стыдилась — мол, какая моя беременность. Считалось, что рожать должна только очень молодая женщина.

Так родился мой второй, младший дядя. Когда ребенку должны были делать прививки, бабушка с дедушкой оставались дома, а ребенка к врачу отправляли с мамой. Стыдились, мол, как появиться с младенцем на людях.

Дедушка, оказывается, повторял: что же с нами случилось, что же!»…

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.