Поведенческие терапевты требуют повышения зарплат
Поведенческие терапевты, работающие в рамках программы по абилитации детей аутистического спектра собрались у Мэрии Тбилиси на акции с требованием повышения зарплат и встречи с мэром Кахой Каладзе.
В рамках программы мэрия выделяет ваучер на одного ребенка в размере 20 лари. На этот ваучер родители с детьми направляются в частный центр с финансированием. В эти 20 лари входит покрытие расходов на услуги терапевта и необходимые вещи, например игрушки. Мэрия не регулирует распределение этих денег.
Сами терапевты говорят, что за один сеанс они получают по 6-8 лари и с учетом инфляции им сложно себя прокормить. По их словам, если не вырастит стоимость ваучера, начнется отток кадров.
Глава Службы здравоохранения и социального обслуживания Гела Чивиашвили заявил терапевтам и журналистам, что мэрия не может вмешиваться в рабочие отношения частного центра.
Оплата труда
По исследованию «Сети солидарности» от 2021 года, опрошенные терапевты зарабатывают:
- 4.1% — меньше 400 лари в месяц
- 17.3% – 401-600 лари
- 29.3% – 601-800 лари
- 25.3% – 801-1000 лари
- 10.7% – 1001-1200 лари
- 13.3% 1200 лари и более
Сами терапевты также отмечают, что помимо низкого жалования проблемой является и нестабильность. Например, если ребенок прогулял сеанс, терапевт оплату не получит.
Этер Майсурадзе работает терапевтом уже четвертый год. Рассказывает, что трудится она по 30 часов в неделю, но часто работает сверхурочно из-за планирования активностей и коммуникации с родителями. Бывают случаи, когда родители звонят поздно ночью — «в такие моменты не откажешь».
«Наши услуги для детей аутистического спектра крайне необходимы. Это не только я так думаю, это научно обосновано, поэтому существует эта услуга и государственные программы, которые её финансируют. Научно доказана эффективность АВА-терапии (поведенческой терапии) у детей с этим диагнозом. Эта терапия улучшает повседневную жизнь детей и семей», — говорит Этер Майсурадзе.
По её словам, терапевты требуют встречи с мэром для обсуждения системы финансирования:
«Та форма, в которой существует система финансирования, не адаптирована к сегодняшним реалиям. В 2015 году была создана эта программа, но после 2015 года почасовое ваучерное финансирование ребенка и терапевта не менялось. С тех пор инфляция составила 50%. Это означает, что наша заработная плата сегодня вдвое меньше, чем в 2015 году».
Майсурадзе отмечает: если так будет продолжаться, то сотрудники уйдут из программы, потому что в частном секторе цены варьируются от 30 лари до 100 лари — «в долгосрочной перспективе, будущее этих детей находится под угрозой»
«Можно сказать, что эта профессия сложная и нестабильная. [Терапевты] — это в основном молодые люди, которые любят свою профессию, они хотят остаться, но эта сфера толкает их на то, чтобы уйти… начать работать в другом месте или вообще эмигрировать», — заявила председатель «Сети солидарности» Софо Джапаридзе.
«Сегодня, как принято, даем мэрии 10 рабочих дней. Если не ответят, собираемся перейти к следующим шагам — посредничество, забастовка, мы будем использовать все», — сказала она.
Ответ мэрии
По словам Гелы Чивиашвили, на данном этапе мэрия не планирует увеличивать финансирование. По его словам, если вопрос об изменении финансирования возникнет в конце года — в ходе подготовки бюджета, мэрия обсудит его со специалистами в данной области.
«Что касается выплаты заработной платы работникам — это не входит в компетенцию мэрии, это фактически трудовой договор, заключенный между учреждением и этими терапевтами. Поэтому мэрия не может напрямую вмешиваться в их отношения, потому что это частное учреждение и отношения между ними регулируются Трудовым кодексом», — говорит он.
На наш вопрос, почему финансирование детей не увеличивается на фоне инфляции, Чивиашвили отвечает, что бюджет увеличивается, но на фоне количества детей. «В настоящее время в рамках программы мы спонсируем детей. Где дети будут получать эти услуги, решает семья ребенка», — объяснил чиновник.
«Оттока кадров у нас нет. Если им не нравятся условия в конкретном учреждении, они могут перейти в другое учреждение, это их право», — резюмировал Чивиашвили.
Netgazet связалось с «Институтом развития ребенка» за комментарием, чтобы узнать об их опыте и позиции.
Такие центры реализуют программу абилитации. Программа работает так: мэрия финансирует ребенка с помощью ваучера на 20 лари, с этим ваучером родитель отправляется в частные центры развития, а ребенок получает услугу. Центры также работают вне программы мэрии, для тех, кто не смог в неё попасть, или для тех детей, для которых часов программы недостаточно и они нуждаются в дополнительной терапии. В таком случае цена терапии уже устанавливается центром.
Директор центра Нино Цинцадзе говорит, что 17,4 лари из 20 идут на зарплату терапевта.
«Из этих 20 лари администрация ничего не получает, поэтому то, что остается, идет на материалы. Этого недостаточно», — отметила Цинцадзе.