Россия должна вернуть Украине все оккупированные территории — Эрдоган
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявляет, что урегулирование российско-украинского конфликта должно предусматривать возвращение Украине ее территорий.
20 сентября президент Эрдоган дал интервью американскому телеканалу PBS. Предлагаем перевод части интервью.
- Я хочу начать с войны на Украине, где, как вы знаете, до сих пор каждый день гибнут люди. Вы продемонстрировали поддержку обеих сторон, России и Украины. Как вы думаете, кто, по вашему мнению, сейчас имеет преимущество?
Как лидер, я не хочу это рассматривать. Все, что мы хотим сделать и что мы хотим видеть, — это закончить эту битву миром, будь то г-н Путин, будь то г-н Зеленский. Я всегда просил и рекомендовал это. Это конфликт, который закончился человеческими жертвами. Люди умирают, и в конце концов никто не выиграет.
- На этой неделе вы сказали, что считаете, что это должно закончиться как можно скорее. Каким вы видите завершение и как быстро?
Здесь будет очень важна позиция России. В Узбекистане я встретился с президентом Путиным, и у нас с ним состоялись очень обширные дискуссии. И он на самом деле показал мне, что готов покончить с этим как можно скорее. Таково было мое впечатление. По соглашению сторон будет произведен обмен 200 заключенными. Думаю, это будет важным шагом вперед.
- Должна ли Россия иметь право оставить часть территории, которую она оккупировала после февральского вторжения в Украину? Должно ли это быть частью решения этого — этого конфликта?
Нет, несомненно нет. Когда мы говорим об общем согласии, мы имеем в виду вот что – если на Украине будет установлен мир, конечно, возвращение завоеванных территорий будет очень важным. Ожидание этого есть. Желание есть. Господин Путин предпринял конкретные шаги, мы предприняли конкретные шаги.
Оккупированная территория будет возвращена Украине.
- Должна ли Россия оставить себе Крым?
С 2014 года мы говорим об этом с моим дорогим другом Путиным, и это то, что мы от него просили. Мы попросили его вернуть Крым законным владельцам. Это одновременно и наши потомки, люди, которые там живут. Мы сказали России, что «если вы пойдете на этот шаг, то успокоите и нас, успокоите Украину, успокоите и крымских татар. Но, к сожалению, с тех пор там не было сделано ни одного шага в этом направлении».
- Признает ли президент Путин, что он просчитался, сильно недооценил волю украинского народа постоять за свою страну?
Ни один руководитель потом не заявит, что это была ошибка, никто не скажет: «Да, я ошибся». То же самое касается Украины, г-н Зеленский, поскольку он движется вперед, он считает, что совершил ошибку? Лидерам, уже выбравшим путь, очень трудно отступить…
- Было ли оправданным это вторжение?
Ну никакое вторжение не может быть оправдано. Вторжение не может быть оправдано.
- Господин Президент, как вы знаете, поступает много сообщений о зверских убийствах мирных граждан со стороны военнослужащих российской армии, пытках граждан. Там, откуда ушли российские солдаты, были обнаружены братские могилы. Кто должен нести ответственность за это? Следует ли привлечь к ответственности президента Путина?
Идеальный ответ на этот вопрос будет дан в результате работы ООН. Эта тема должна быть прояснена с помощью Организации Объединенных Наций. Если этого не произойдет, мне как руководителю страны будет очень сложно разъяснить эти вопросы и сделать заявление. В противном случае это приведет нас к положению страны, не проводящей взвешенной внешней политики. Мы не можем принимать чью-либо сторону. Это было бы неправильно с нашей стороны.
- Если расследование ООН покажет, что есть доказательства того, что эти преступления совершили российские военные — а, как известно, по всей Украине бомбили больницы, школы, гражданские объекты — должен ли быть привлечен к ответственности сам президент Путин?
Если следствие придет к такому выводу, Путин выскажет свою реакцию. Не правильно смотреть на Путина как на совсем другого человека, потому что он ставит во главу угла интересы своей страны и борется за свои интересы, за интересы своей страны.
Сейчас, в ходе военных действий между этими двумя странами, у нас с Путиным ведутся обстоятельные переговоры. В то же время мы ведем обстоятельные переговоры с Зеленским, и в то же время ведем обстоятельные переговоры с Гутерришем. И Гутерриш разговаривает со всеми сторонами.
Если мы собираемся найти решение, мы не найдем его, приняв чью-то сторону. Мы не собираемся защищать одного лидера. Вместо этого мы должны искать решение, которое удовлетворит все стороны, вовлеченные в эту ситуацию.
- Я понимаю, что вы говорите. При этом вы говорите, что Путин делает то, что в интересах российского народа, но включает ли это убийство сотен, тысяч и многих, многих других украинских мирных жителей?
Надо смотреть как есть. Гибнут не только украинцы, Россия тоже терпит большие потери.
- Но вторглись они