В Абхазии начался новый сезон внутриполитической борьбы
В Абхазии после недолгого перерыва начался новый виток напряженности между властью и оппозицией. Летом, в разгар туристического сезона, среди абхазских политиков провозглашается своеобразное «водяное перемирие».
Нюансы, о которых не стоит говорить
Сентябрь тоже прошел под знаком празднования 30-летия победы. И вот с началом октября политическая ситуация начала постепенно раскачиваться. Но официальным началом нового раунда битвы власти и оппозиции за симпатии избирателя можно считать пресс-конференцию [де-факто, прим.ред.] президента Аслана Бжания.
Он собрал журналистов практически всех абхазских СМИ и два часа отвечал на вопросы журналистов. Где-то откровенничал, где-то мастерски уходил от конкретики. Например, на вопрос редактора информационного агентства «Апсныпресс» Мананы Гургулия о базировании военных ВМФ России в Очамчире, Бжания сослался на «нюансы, о которых не стоит говорить».
Он не уточнял, будет ли это пункт постоянного базирования или же просто база с боеприпасами и провиантом, ответив довольно размыто:
— «Пункт базирования материально-технического обеспечения ВМФ будет развернут в порту города Очамчира, потому как это соответствует нашим интересам. Данное направление работы будет только усиливаться, потому что вопросы безопасности, как и ранее, носят первостепенный характер».
Большую часть времени он уделил вопросам, которые воспринимаются в обществе неоднозначно, и вызывают наибольшее противостояние между властью и оппозицией. Например, строительству апартаментов и апарт-отелей.
— «В Абхазии уже давно идет строительство апартаментов, которое не противоречит действующим в республике законам, но располагать апартаменты сейчас дозволено в любом месте, так как нет нормативных актов, регулирующих данный вид строительства», — считает Бжания
На это у оппозиции в качестве аргумента пример с разрешением майнинга криптовалют. В 2020 году было принято решение определить технические условия и выдавать лицензии на установку аппаратов для майнинга. В ответ на эту новость в Абхазию стали массово ввозить оборудование и устанавливать даже в квартирах.
Потребление энергии резко выросло, что вызвало коллапс в энергосистеме. Вскоре майнинг запретили, и даже стали с ним бороться. Но процесс был запущен. И до сих пор, спустя три года, находят крупные фермы незаконного майнинг-бизнеса.
— «Так случится и с апартаментами», — считают в оппозиции.
Бжания — не ветеран
Больше внимания среди оппозиционеров уделяется аспектам эмоционального характера. Оппозиция активно продвигает тезис о дезертирстве Аслана Бжания. Он не принимал участия в боевых действиях в 1992-93 годах, и даже не находился в Абхазии в этот период, и это ему вменяется как вина перед народом. В оппозиции активность проявляют в основном ветераны.
Сегодня спустя 30 лет после войны, участие в ней в Абхазии считается главной заслугой. Поэтому против Бжания пытаются использовать аргумент о его непричастности к главному успеху Абхазии.
— «Он не пролил крови за эту землю, поэтому может так легко раздавать участки олигархам», — говорят оппозиционеры.
Директива из Кремля
Интересно и то, что сделки, где основным партнером выступают россияне, не ассоциируется у оппозиции как прямое взаимодействие с российской властью. По мнению оппозиционеров, Аслан Бжания находится в сговоре с российскими олигархами.
Экономист Ахра Ариства во многих публикациях утверждает, что отчуждение пицундской госдачи, закон об апартаментах, строительство аэропорта и прочее, в том виде как оно происходит, лишь мошеннические схемы, которые реализуются исключительно абхазкой стороной.
Даже в оппозиции публично не решаются говорить, что директивы могут поступать из Москвы.
Практически не комментируется новость о том, кто выиграл тендер на реконструкцию сухумского аэропорта. Называется имя Рашида Нургалиева, заместителя секретаря совета безопасности России. Его компания «Инфраструктурное развитие» будет реализовывать проект ремонта и запуска аэропорта. Эта организация была зарегистрирована 10 июля 2023 года. И не трудно догадаться, что была создана она именно под этот проект.
Как заверил Аслан Бжания на пресс-конференции, аэропорт будет запущен 31 декабря 2024 года. А первые пробные рейсы полетят уже этим летом. Для Абхазии запуск аэропорта может означать увеличение турпотока. Удалось договориться о прямом авиасообщении пока только с Башкирией.
Пока Аслан Бжания с восторгом рассказывает о будущем абхазского туризма. Оппозиционные Telegram-каналы продолжают выискивать информацию, дискредитирующую президента. Одна из последних новостей, как «семья Аслана Бжания положила глаз на санаторий «Самшитовая роща» в Пицунда». Под таким заголовком новость была опубликован на канале Respublica:
— «Сначала Аслан Бжания назначил своего шурина, Тимура Ахиба председателем СГБ, а потом решением Правительства передал в оперативное управление [де-факто, прим.ред.] СГБ Самшитовую рощу. Этот государственный объект давно находится в аренде известных абхазских бизнесменов. Они взяли его в аренду после войны [начала 90-х, прим.ред.], восстановили и работают более 15-ти лет, исправно оплачивая налоги. Почему именно сейчас появилось бесперспективное желание Бжания «выдавить» граждан Абхазии с объекта? На наш взгляд ничего удивительного в этом нет. Аслан Бжания, уже не первый год проводит систематическую политику по продвижению интересов иностранных олигархов, в числе которых ключевую роль занимает Александр Ткачёв. Вот и здесь, за благовидной завесой заботы об СГБ может стоять интерес очередного иностранного олигарха, который положил глаз на этот объект».
И это опять-таки говорит, что оппозиция в Абхазии не имеет принципиально отличного мнения по ключевым вопросам от того, что транслирует власть.
Они солидарны в вопросах безопасности. Никто в оппозиции не поддержал мысль, что новая военная база может стать целью, а не заслоном в случае конфронтации. Никто не называет процесс интеграции с Россией слишком глубоким. Никто не призывает к диалогу с Грузией, основному способу, защищающему от перехода конфликта в активную фазу.
Автор: Бежан Матуа
Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». В тексте содержится терминология и иные дефиниции, используемые в самопровозглашенных Абхазии и Южной Осетии. Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.