Новости Грузии

«Россия не скрывает свою заинтересованность в подрыве перспективы мира между Арменией и Азербайджаном» — Интервью

Автор: Тигрануи Мартиросян, Ереван

Что приближает Армению и Азербайджан, и что препятсвует подписанию мирного соглашения. На эту тему с Netgazeti побеседовал бывший депутат армянского парламента, председатель партии «Во имя Республики» Арман Бабаджанян.

1. Приближает ли нас к подписанию мирного договора недавний обмен пленными? Если да, то почему?

— Безусловно, состоявшийся недавно обмен пленными, заключенными, задержанными лицами представляется как значимый, позитивный шаг навстречу между сторонами, который содействует формированию атмосферы доверия, минимальный уровень которого по природе необходим для продвижения к подписанию мирного договора, и тем самым, можно говорить о том, что это позитивный фактор на переговорном пути к договору.

Однако, сам процесс продвижения к документу, который по определению должен содержать главные принципы будущей архитектуры региона, требует отдельной работы в своей логике, и главная проблема на данный момент – это уклонение официального Баку от безусловного признания территориальной целостности, суверенитета Армении в границах 1991г, закрепленных в Алматинской декларации, подписанной и Арменией, и Азербайджаном, тогда как Армения многократно, дословно и недвусмысленно об этом заявляла на самом высшем уровне – и о границах 1991г, и о площади территории, соответственно, 86,6 и 29,8 касательно Азербайджана и Армении.

2. Обмен пленными состоялся в результате переговоров без посредников. Возникает вопрос: в чем необходимость посредников, если стороны находят общий язык друг с другом?

— Влиятельные посредники, имеющие безусловный интерес во всеобъемлющем, долгосрочном и достойном мире в регионе, жизненно необходимы. Таковыми в нашем случае являются США, Европейский Союз, отдельные страны-члены ЕС. В том числе по вопросу с пленными, заключенными, задержанными лицами роль посредников была решающей, хотя, казалось бы, процесс сугубо двусторонний, подписанный документ – также двусторонний, а в подписанном руководителями администраций глав государств о какой-либо третьей стороне не упоминается. Хочу обратить Ваше внимание на то, что освободить армянских военнопленных Азербайджан обязался еще 9 ноября 2020г и не выполнял данное обязательство, тогда как Армения освободила всех азербайджанцев, находящихся в стране как военнопленные.

Возникает вопрос: почему Азербайджан взялся лишь три с лишним года спустя? Что изменилось за это время? А изменилось многое, и эти изменения, связанные как с усилиями посредников, а именно США и ЕС, а также с резким ослаблением России в силу ее морально-политического банкротства по части ее региональной политики на Южном Кавказе и как «стратегического союзника» Армении, трансформировали понимание со стороны Баку его краткосрочных интересов и побудили принять в данной ситуации единственно правильное решение.

Кроме того, будущий мирный договор, если/когда он будет подписан, должен подразумевать определенные гарантии его выполнения и его ненарушения, и должно быть ясно – что случится с той стороной, которая под тем или иным предлогом этот договор нарушит. Опять-таки, международный опыт показывает, что наличие влиятельного посредника-гаранта – обязательное условие для мирного урегулирования застарелого конфликта.

Примером тому – Кэмп-Дэвидский договор между Израилем и Египтом в 1978г, Дейтонские соглашения 1995г и ряд других. При этом хочу подчеркнуть: другим обязательным условием является отстранение от процесса того третьего субъекта, который является поджигателем и бенефициаром конфликта. В нашем случае – это, безусловно, Россия. Поэтому, как мне представляется, в нашем случае должно произойти то же самое: Запад должен быть и посредником, и гарантом, Россия должна быть отстранена от процесса, а в качестве бонуса к будущему мирному договору должен быть бесповоротный уход России из нашего региона, как это было с ликвидацией советского присутствия в Египте после Кэмп-Дэвида.

3. Для грузинской аудитории в особенности непонятно, в чем необходимость множества посреднических площадок? В какой момент они возникли, в чем их разница, какую проблему они решают?

— Вся история урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта – это история противоречий между посредниками, для сглаживания которых, а не только между сторонами конфликта, была создана Минская Группа под эгидой ОБСЕ, а впоследствии и ее «тройное» сопредседательство в лице США, Франции и России. Но сам факт того, что Четырехдневная война 2016г, 44-дневная война 2020г стали возможны – свидетельствует о том, что в силу разных причин достичь не удалось ни урегулирования противоречий между посредниками, ни урегулирования самого конфликта. Главные причины – две.

Во-первых, абсолютно разные цели в переговорном процессе, которые преследовались Россией, с одной стороны, и Францией и США с другой. Россия была и остается незаинтересованной в установлении долгосрочного, всеобъемлющего и достойного мира, поскольку через пять минут после этого она в регионе станет абсолютно лишней, тогда как США и Франция преследуют совершенно противоположный интерес. Поэтому Россия что и делала – формально поддерживала консенсус в Минской Группе, однако, параллельно формировала собственный переговорный трэк для подрыва имплементации тех решений, которые до этого поддерживала в Минской Группе.

После войны 2020г, особенно после российской агрессии в Украине с февраля 2022г Россия уже не скрывает свою заинтересованность в подрыве перспективы долгосрочного, всеобъемлющего и достойного мира между Арменией и Азербайджаном, подстрекает Азербайджан к агрессивным действиям, а против Армении ведет гибридную войну с целью подрыва ее государственности и «аншлюса». Вторая же причина – хорошо известное в Грузии со времен Бухарестского саммита НАТО нежелание Запада «раздражать Россию», которое известно, к чему привело. Но сейчас изменилось многое, как видим, но инерция прошлого пока преодолена лишь наполовину.

4. Является ли посредничество РФ для Армении провалившимся? Что не удовлетворяет Армению?

— Россия не только годами занималась преднамеренной профанацией переговорного процесса и деятельностью, направленной на разжигание новой войны, чтобы свое присутствие в регионе в нынешнем виде увековечить, но и просто поглотить его целиком, согласно своей неоимперской доктрине.

В настоящее время, как показали события 13-14 сентября 2022г, Россия не считает Армению государством с ее независимостью и суверенитетом, не признает ее территориальной целостности в границах 1991г, добивается отчуждения части ее суверенной территории для экстерриториального коридора по типу «данцигского» (как того требовал Гитлер у Польши в 1939г), подстрекает Азербайджан к насильственным действиям, обеспечивая его политическое «прикрытие».

Для достижения этих целей и используется все ее так называемое «посредничество», которое, как нетрудно сделать заключение, для Армении абсолютно неприемлемо. Как и неприемлемым является позиция ОДКБ, в котором Армения пока еще де-юре состоит, но де-факто прекратила свое участие, отозвав своего постпреда.

5. Являются ли достаточными усилия западных посредников? Почему Запад заинтересован в разрешении этого конфликта?

— США и Европа после войны 2020г сделали многое, чтобы не допустить новой эскалации в регионе, вопреки всем усилиям России, направленными на формирование регионального хаоса посредством подстрекательства Азербайджана на силовые действия, результатом которых потенциально могла стать по меньшей мере дестабилизация внутриполитической ситуации в Армении и приход во власть московских марионеток. А 14 сентября, когда Азербайджан нарушил международно признанную границу Армении, вторгнувшись на ее территорию из семи направлений, фактически становящуюся широкомасштабной войну остановил звонок госсекретаря США президенту Азербайджана.

Значительную роль в стабилизации ситуации в Армении и на ее границах на фоне гибридной войны России и продолжающейся агрессивной риторики Азербайджана сыграло довольно оперативное решение Брюсселя положительно ответить на просьбу Еревана разместить гражданскую миссию наблюдателей на границах на постоянной основе – вначале в статусе краткосрочной миссии, затем с мандатом на два года. А недавно было принято решение о расширении состава миссии EUMA до 200 и более человек, в которой принимает участие также Канада.

В начале октября на Саммите Европейского политического сообщества в Гранаде (Испания) был сформирован консенсус между Ереваном, Брюсселем, Берлином и Парижем касательно основополагающих принципов нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном: обоюдное признание территориальной целостности; исключительный суверенитет над коммуникациями, проходящими по территории каждой страны; делимитация и демаркация межгосударственной границы на основе Алматинской декларации 1991г и по картам Генштаба ВС СССР 1975-91гг. Однако, президент Алиев отказался от участия в саммите, повернув стрелки против Франции и ее президента, обвинив их в «проармянской» позиции.

Однако, Алиев пообещал приехать для продолжения переговоров в Брюссель, но обещания не сдержал, тогда ему перестала нравиться позиция Шарля Мишеля и Жозепа Борреля. Это было после тотальной деарменизации Нагорного Карабаха в результате силовой операции, которую в Армении и Европе расценили как этническую чистку, притом, что подобное развитие прогнозировали многие и предупреждали Баку подобных шагов не предпринимать. Результатом стало то, что в Вашингтоне решили ужесточить тон, и прошедшие 15 ноября слушания в Конгрессе США под рубрикой «Будущее Нагорного Карабаха» ознаменовались резкими заявлениями помощника госсекретаря Джеймса О’Брайена, адресованными Баку, и все чаще в Вашингтоне и европейских столицах стали говорить о возможности введения санкций против Азербайджана и его президента.

На этом фоне президент Алиев отказался также от идеи армяно-азербайджанской встречи в Вашингтоне. В настоящее время Вашингтон и Брюссель синхронно прилагают усилия к тому, чтобы встреча между сторонами тем не менее состоялась в январе 2024г.

Говорить о том, достаточны ли усилия Запада или нет – критерием может явиться конечный результат по большому счету, но хочу подчеркнуть, что Запад в настоящее время активен как никогда. Касаясь причин заинтересованности в скорейшем урегулировании отношений между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией, фактом является то, что в парадигме демократического, открытого общества и свободной торговли Запад априори является интересантом скорейшего разрешения конфликта и запуска трансрегиональных транспортных магистралей в обход России, формирующих совместный экономический, а параллельно – политический интерес между странами Центральной Азии и Южного Кавказа.

6. Что мешает сторонам подписать мирный договор до конца года, о чем говорится?

— Базовые принципы, на основе которых должен быть подписан мирный договор, уже изложены на бумаге как результат консенсуса между Ереваном, Брюсселем, Берлином, Парижем и Вашингтоном, как исходящие из международного права, Устава ООН и общепринятых международных норм и практик, и в настоящее время мяч на стороне Баку. Отвечу прямо и кратко: причина в том, что Москва продолжает усилия по подрыву возможности соглашения, а Баку тянет время, чтобы переждать и посмотреть – куда качнется маятник в противостоянии Россия-Запад, индикатором которого является ход войны в Украине. Поэтому Баку пока избегает западных площадок.

7. Отмечается, что пока не будет проведена делимитация, подписать договор не будет возможно. Обязательно уточнять границы? Армения и Грузия, например, также имеют неуточненные пограничные вопросы, но ведь общаются.

— Армения и Грузия могут иметь много разных вопросов – решаемых, пока нерешенных, но здесь нужно подчеркнуть, что весь комплекс армяно-грузинских отношений находится исключительно вне конфликтной логики, и это некорректный в данном случае пример. Тогда как Армения и Азербайджан в настоящее время пытаются разрешить тяжелый, многолетний, кровопролитный, полный взаимного недоверия и ненависти конфликт, достичь мира. А мира без общего понимания его «геометрии» достичь невозможно в принципе и по определению. Но, как представляется, это тоже решаемый вопрос.

Для этого достаточно, чтобы Азербайджан, как это сделала Армения, безоговорочно признал границы 1991г на основе Алматинской декларации, под которой стоит его подпись, а не уподоблялся России, которая, фактически, не только не признает эти границы, но и попирает их, в том числе с применением военной силы, как это было в Грузии в 2008г, или в Украине, как это было с февраля 2022г и продолжается по сей день. По достижению общего понимания того, как и на основе чего должна проходить армяно-азербайджанская граница, мирный договор обретет зримые очертания.

8. После подписания мирного договора где Вы видите будущее Республики Армения?

— По моему убеждению, вопрос долгосрочного, всеобъемлющего и достойного мира с Азербайджаном, вопрос подтверждения независимости, суверенитета, демократического строя, территориальной целостности Армении в ее международно признанных границах, вопрос полноценного членства Республики Армения в семье свободных европейских наций – это триединая задача. Решение этой задачи моим поколением – долг перед памятью наших предков и будущими поколениями свободных граждан нашей страны.


Материал подготовлен в рамках проекта «Вести из Южного Кавказа». Мнения и суждения, высказанные в статье могут не совпадать с позицией редакции «Netgazeti» и тбилисского офиса Фонда Heinrich Böll.

«Россия не скрывает свою заинтересованность в подрыве перспективы мира между Арменией и Азербайджаном» — Интервью

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.