Парламент Грузии в первом чтении одобрил гомофобный законодательный пакет
Парламент Грузии 78 голосами в первом чтении одобрил инициированный «Грузинской мечтой» гомофобный законодательный пакет, который вводит цензуру и ограничивает права ЛГБТ.
Упомянутый законодательный пакет является продолжением конституционных изменений, инициированных «Грузинской мечтой», которыми правящая партия заявляет о борьбе с «ЛГБТ-пропагандой», но на самом деле ограничивает права ЛГБТ-сообщества, а также вводит цензуру.
Венецианская комиссия подготовила критический доклад по поводу упомянутых конституционных изменений, в котором отмечается, что изменения будут разжигать враждебность по отношению к ЛГБТ.
26 июня на пленарном заседании председатель парламента и председатель Организационной комиссии всеобщего народного рассмотрения конституционных законопроектов Грузии Шалва Папуашвили представил членам парламента результаты рассмотрения комиссии.
В ответ на критическое заключение Венецианской комиссии Папуашвили заявил, что оценки Венецианской комиссии не соответствуют стремлениям грузинского общества. По его словам, в ряде случаев оценки Венецианской комиссии основаны «не на юридических соображениях, а на определенной политической конъюнктуре, которая может существовать в той или иной стране».
Законодательный пакет также обсуждался в первом чтении 26 июня на пленарном заседании. Однако представители парламентской оппозиции в обсуждении не участвовали, за исключением представителей партии «Гирчи». Именно по этой причине лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе попросил перенести голосование на следующий день. По его словам, они дали оппозиции один день на то, чтобы уточнить свою позицию.
Что касается содержания пакета законодательных поправок, то он включает один основной и 18 производных законопроектов, которые включают изменения в различные законы, в том числе в Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и др.
Напомним, 26 июня Венецианская комиссия опубликовала заключение относительно проекта конституционного закона «О семейных ценностях и защите несовершеннолетних». Она призвала власти Грузии «полностью пересмотреть это законодательное предложение и не продолжать его принимать» или, если он продолжат его принимать, изъять/изменить некоторые статьи таким образом, чтобы обеспечить искоренение дискриминации в отношении ЛГБТ и соблюдение Европейской конвенции о правах человека.
Среди статей в законопроекте обеспокоенность вызвала первая статья, посвященная правам на брак и усыновление. Она предусматривает «аналогичные браку отношения» только для гетеросексуальных пар и исключает юридическое признание однополых пар, что потенциально нарушает статьи 14 и 8 Европейской конвенции о правах человека. Проект предоставляет право усыновления находящимся в браке парам или гетеросексуальным лицам, но не позволяет усыновлять не состоящим в браке парам или негетеросексуальным лицам, что может представлять собой дискриминацию.
Статья 1.3 запрещает операции по смене пола – положение, которое может нарушать статью 8 Конвенции, которая признает гендерную идентичность личностной идентичностью. Венецианская комиссия рекомендует отменить эту статью.
Статья 1.4 требует, чтобы в государственных и местных документах указывали пол на основе генетических данных, фактически запрещая юридическое признание смены пола. Это противоречит требованиям Конвенции о правовом признании гендера и может привести к дискриминации. По мнению Венецианской комиссии, необходимо отменить требование «генетических данных» и установить четкие процедуры смены гендерного маркера.
Наконец, законопроект включает положения, которые ограничивают использование гендерно-нейтральных формулировок и продвижение контента, связанного с негетеросексуальными отношениями, гендерной идентичностью и инцестом.
«Эти ограничения вызывают серьезную обеспокоенность по поводу прав человека, особенно свободы выражения мнений и ассоциаций», — указано в заключении Венецианской комиссии, которая рекомендовала уточнить или исключить эти положения, чтобы обеспечить соблюдение антидискриминационных принципов.