Западный фронт. Как битва в Хюртгенском лесу приблизила конец Второй мировой

Хюртгенский лес на западе Германии вошел в историю. Бои в нем стали самыми продолжительными для войск западных союзников на немецкой земле и приблизили капитуляцию гитлеровской Германии.Густой хвойный лес протяженностью более 10 километров расположен в северной части горного массива Айфель, рядом с Ахеном — между Штольбергом и Моншау — на западе Германии. 80 лет назад здесь разворачивались вошедшие в историю драматические события, приблизившие капитуляцию гитлеровской Германии и конец Второй мировой войны.
Первая битва американцев на немецкой земле
Почти пять месяцев — с сентября 1944 по февраль 1945 года — в Хюртгенском лесу шли ожесточенные бои между американскими и немецкими войсками. По оценкам историков, это была изнурительная позиционная война, которая получила название «Битва в Хюртгенском лесу». Она была первой и самой длительной на Западном фронте, которую вели на немецкой земле войска западных союзников, освобождавшие западную Европу от нацистов. И для американских солдат, и для немецких бои в Хюртгенском лесу стали, по мнению историков, катастрофой и привели к большим человеческим потерям. Точных данных о них нет до сих пор, но приблизительно речь идет о 20 тысячах погибших с обеих сторон.
Те, кому удалось выжить в Хюртгенском лесу (так его назвали американские солдаты в честь одной из окрестных деревень Хюртген), считали это настоящим чудом. В своих воспоминаниях они рассказывали об ужасных холодах и так называемых «лисьих норах», которые они рыли в лесу, чтобы хоть как-то укрыться от дождя и снега; об артиллерийском огне, который немцы вели из своих бункеров, и о деревьях, с макушек которых падали осколки кассетных гранат, как новогодняя мишура, а также о минах, которых в лесу было больше, чем деревьев.
Историки уверены, что к моменту, когда в Хюртгенском лесу начались первые бои, война для гитлеровских войск была уже фактически проиграна. И эта битва лишь оттягивала неизбежную капитуляцию нацистской Германии.
«Линия Зигфрида», «зубы дракона» и бункеры
6 июня 1944 года войска американских и британских союзников высадились на побережье Нормандии и оттуда начали стремительно продвигаться через Францию и Бельгию в направлении Германии, освобождая оккупированные нацистами территории. 12 сентября 1944 года третья бронетанковая дивизия американской армии пересекла немецко-бельгийскую границу, южнее Ахена, в населенном пункте Рётген. Это произошло на три месяца раньше, чем планировалось.
Но на окраинах Рётгена американцы впервые столкнулись с «линией Зигфрида». Так они называли West Wall (Западный вал) — систему фортификационных сооружений немецкой линии обороны общей протяженностью 630 км. «Линия Зигфрида» состояла из нескольких рядов укреплений. Вначале шли так называемые «зубы дракона» — бетонные противотанковые сооружения, затем минные поля, ряды колючей проволоки, рвы, потом бункеры.
Как поясняют сегодня ученые, «линия Зигфрида» воспринималась американцами как непреодолимое препятствие, потому что они точно не знали, что их там ожидает. А гитлеровская пропаганда представляла Западный вал несокрушимым. Историки подчеркивают, что Западный вал оказал психологическое воздействие на обе стороны, при этом его военное значение на самом деле было очень ограниченным. Но пропаганда рисовала иную картину. Американским солдатам удалось преодолеть первую линию обороны — противотанковые укрепления возле Рётгена. А дальше начинался Хюртгенский лес. Через него проходила вторая линия обороны Западного вала, там были расположены бункеры.
51-летний Марк Ланген (Marc Langen), политолог и историк, родился и вырос в десяти километрах от Хюртгенского леса. «Когда я был подростком, мы ходили по лесу и натыкались на обломки взорванных бункеров и на другие следы боев, которые шли в этом лесу», — говорит Марк в интервью DW.
Почему американцы решили идти через лес
Целью американской армии было стремительное продвижение к Рейну и Рурской долине — военно-промышленному сердцу германского рейха. Самым коротким и реалистичным путем считался Штольбергский коридор. Но тогда американским войскам грозила бы опасность с фланга, из Хюртгенского леса. Поэтому американским командованием было принято решение попытаться пройти через лес. Предполагалось, что войска преодолеют его за несколько дней. Но вместо этого бои в Хюртгенском лесу продолжались несколько месяцев. Американцы в буквальном смысле застряли в нем.
По мнению историков, решение идти через лес было ошибкой. Американцы полагались на первичные данные разведки и исходили из того, что немецкая оборона на этом участке Западного фронта была слабой. «У американцев не было хороших карт, чтобы ориентироваться на местности. И тот, кто говорил, что знает, где именно в лесу он находится, тот врал. Они ошибочно считали, что есть определенные дороги, по которым могут пройти танки, но этих дорог не было. Узкие лесные тропы оказались непригодными для того, чтобы по ним шла боевая техника», — говорит историк Марк Ланген.
Американская армия, посылая один дивизион за другим, трижды пыталась пробиться сквозь Хюртгенский лес. Первая попытка произошла в октябре 1944 года, но ничем не закончилась. Американским войскам удалось преодолеть лишь три километра лесного ландшафта. Как подчеркивают историки, во-первых, основываясь на первых сообщениях разведки, американцы сильно ошиблись в оценке местности. Танки не могли свободно передвигаться по лесу. Для тяжелой военной техники необходимо было сначала проложить коридор.
Во-вторых, как говорят эксперты, американское командование недооценило оборону немцев на этом участке. Еще до начала боев в Хюртгенском лесу вермахту удалось перебросить туда дополнительные силы, в том числе частично с Восточного фронта. А до того момента в северной части Айфеля были размещены лишь отдельные воинские подразделения. Кроме того, Хюртгенский лес был заминирован. Там же находились и бункеры, в которых укрывались немецкие солдаты и вели оттуда артиллерийский огонь.
Через десять дней после начала битвы в Хюртгенском лесу потери обеих сторон были настолько высоки, что бои на время прекратились.
Битва в «долине смерти»
22 октября западные союзники заняли Ахен. Он стал первым городом на западе Германии, освобожденным от нацистов. Но американским солдатам, которые уже несколько недель находились в Хюртгенском лесу, это не помогло. Начались дожди. Погода ухудшалась с каждым днем. Вторую попытку совершить прорыв через лес приходилось постоянно отодвигать из-за погодных условий.
2 ноября американцы решили атаковать населенный пункт Фоссенак и оттуда попытались продвинуться дальше, в направлении Коммершайдта и Шмидта. Но они снова ошиблись — в гористой местности, покрытой густым лесом, правильно оценить высоту и глубину рельефа оказалось невозможно. Попытка наступления на Шмидт оказалась трагической. В немецкой истории она была названа «Битвой всех святых» (поскольку началась в день, который в церковном календаре значится как День всех святых).
Американцы достигли центра деревни Шмидт. Но затем начались перебои с поставками провианта и боеприпасов, поскольку между Фоссенаком и Шмидтом была единственная дорога — тропа через долину Каль. И американцы ошибочно думали, что по этому пути может пройти и бронетехника. До сих пор напоминает об этом гусеница танка «Шерман», которая так и осталась на этой тропе.
Не имея подкрепления, американские солдаты отступали. Но в долине Каля они оказались в ловушке, немцы отрезали им путь. «Лес был густой. Танки не могли двигаться. Местность оказалась для них непроходимой. Они застревали на узких тропах, в попытке следовать извилистой тропой, которая поднималась в гору, затем шла вниз. Кроме того, там проходила часть оборонительных сооружений Западного вала. Поэтому немцы, державшие оборону в лесу, находились в более выгодной позиции, чем американцы», — отмечает Марк Ланген.
Самые тяжелые бои шли у моста через реку Каль, приток Рура. Бои в долине Каль, котрую американские солдаты назвали «долиной смерти», привели к большим потерям с обеих сторон. Чтобы помочь многочисленным раненым с обеих сторон, немецкому военному врачу Гюнтеру Штютгену (Günter Stüttgen) удалось договориться с американцами о неофициальном прекращении огня на четверо суток. Уже после войны за этот гуманитарный акт губернатор Пенсильвании удостоил Штюттгена почетным знаком.
А на мосту Каля в память о тех событиях установлена скульптура Михаэля Польмана (Michael Pohlmann) под названием «Время исцеления». Битва в долине Каль закончилась для американских солдат катастрофой. Никто не предполагал, что бои в Хюртгенском лесу приведут к таким потерям.
«Было чрезвычайно сложно остаться в живых»
Осень 1944 года выдалась сырой и холодной. Местность с каждым днем становилась все более непроходимой. В лесу солдаты рыли себе окопы — так называемые «лисьи норы», которые, впрочем, не защищали в достаточной мере от разрывов гранат, артиллерийского огня и холодов.
В середине ноября была предпринята третья попытка пробиться через лес — на этот раз через деревни Гросхау и Кляйнхау. В это время там побывал и писатель Эрнест Хемингуэй. В своем романе «За рекой, в тени деревьев» он написал: «Это была местность, в которой было чрезвычайно сложно остаться в живых. Даже если ты не делал ничего, кроме того, что там находился. Там было так холодно, что люди замерзали с красными лицами».
16 декабря 1944 гитлеровские войска начали внезапное наступление в Арденнах. Это была их последняя атака. Туда были переброшены и американские, и немецкие войска из Хюртгенского леса. На протяжении двух-трех недель бои в лесу стихли. Они возобновились лишь после того, как гитлеровские войска потерпели поражение в Арденнах. В январе 1945 американцы стали стремительно продвигаться через лес, немцы больше не могли держать оборону, поскольку оставили в Арденнах свои последние резервы. В середине февраля бои в Хюртгенском лесу завершились.
Американские силы вышли из лесного массива, достигли Рурской плотины, после чего дорога к Кельну, Рейну и далее для них была открыта. «Сейчас точно никто не знает, в чем был замысел — повести войска через лес. По одной из версий, американцы надеялись, быстро преодолев лес, взять в окружение находившиеся вокруг Рурской плотины и расположенных там озер, гитлеровские войска». Этот план не был реализован в том виде и в те сроки, как было задумано.
Немцам удалось взорвать часть плотины — и река Рур затопила окрестности, преградив дорогу американским войскам и помешав продвижению танков. Тем не менее было очевидно, что война идет к завершению. Преодолев Рур и выйдя к Рейну, далее американцы с запада Германии двигались к Берлину.
Значение боев в Хюртгенском лесу
Бои в Хюртгенском лесу закончились. А через три месяца завершилась и Вторая мировая война. «О битве в Хюртгенском лесу больше знают жители этого региона. В Баварии, например, о ней мало кому известно. Ее воспринимают как кровопролитную битву, в которой было много потерь. Но статуса легендарного сражения у нее точно нет. Это была последняя битва, это был конец, война для немцев была проиграна. И эта битва стала скорее символом бесполезной борьбы в лесу между американскими и немецкими солдатами», — говорит политолог и историк Марк Ланген.
В первое послевоенное лето большие площади леса сгорели. Американцы использовали фосфор, который легко приводил к возгоранию во время жары. Мертвый лес еще долго был заминирован и напоминал о войне. Как и многое другое. Например, оставленные в местах боевых действий подбитые американские танки, которые находились там еще долгое время. И сегодня в лесах Ахена все еще стоят старые американские танки, но времен холодной войны, и используются они как цели на военных учениях. Однако многим эта военная техника по-прежнему напоминает о событиях Второй мировой.
Десятилетия спустя лес оставался небезопасной зоной, несмотря на то, что после войны его разминировали. Но там постоянно находили следы боев и затерянные солдатские могилы. В конце 1940-х в Фоссенаке появилось первое военное кладбище. На нем более 2300 могил немецких солдат. Многие погибшие солдаты были найдены волонтером Юлиусом Эразмусом (Julius Erasmus), который занимался их поиском. Другое военное кладбище возникло в Хюртгене. Там находится около 3 тысяч могил. Поскольку павших американских солдат нельзя было хоронить на вражеской территории, их хоронили в соседней Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.
«Большее значение битва в Хюртгенском лесу имеет для американцев, в связи с тем, что они понесли такие высокие потери — примерно 30 тысяч, около 12 тысяч погибших. Для немцев это было хаосом последней фазы войны. Это была одна из последних битв перед капитуляцией гитлеровской Германии. Хотя тактически они считали, что выиграли битву в Хюртгенском лесу».
Что же касается значения этой битвы для последних месяцев войны, то по мнению историка, для Красной Армии битва такого масштаба считалась локальной, хотя и потери были высоки. Но масштабы Восточного фронта и потерь там, конечно, были несопоставимы.