Блокировка счетов для помощи демонстрантам: что это значит для протеста в Грузии

Грузинские власти заблокировали счета ряда фондов, которые помогали протестующим оплатить штрафы, полученные на акциях. DW поговорила с некоторыми из оштрафованных.Грузинские власти заблокировали банковские счета нескольких благотворительных организаций, оказывавших поддержку протестующим, которые уже более ста дней проводят ежедневные антиправительственные акции на проспекте Руставели в Тбилиси. Организации помогали демонстрантам защитным снаряжением и покрывали штрафы, наложенные полицией.
Власти обвинили фонды в «спонсировании беспорядков» и «спонсировании лиц, совершивших преступления». Некоторые представители грузинского гражданского общества считают, что правящая партия «Грузинская мечта» с помощью блокировок и крупных штрафов пытается усилить свою власть и прекратить протесты.
Какие организации столкнулись с блокировкой счетов
Тбилисский городской суд 17 марта постановил заблокировать счета ряда благотворительных организаций. Власти объяснили блокировку счетов тем, что фонды якобы финансировали «незаконные действия» во время протестов, включая подстрекательство к беспорядкам. Генеральная прокуратура заявила, что эти организации снабжали «агрессивные группы» снаряжением, использовавшимся в нападениях на правоохранителей и нанесении ущерба имуществу.
Решение суда отразилось на деятельности Фонда Нануки под руководством телеведущей Нануки Жоржолиани, который снабжал демонстрантов средствами защиты — респираторами, очками, противогазами — во время активной фазы протестов, а позднее занимался сбором средств на оплату штрафов. Кроме того, этот фонд оплачивал лечение детям с тяжелыми заболеваниями. Еще один пострадавший фонд — Prosperity Georgia, основанный бывшим премьер-министром Николозом Гилаури в декабре 2024 года. Организация оказывала помощь гражданам, журналистам и госслужащим, которые столкнулись с последствиями за участие в протестах.
Блокировка счетов затронула также правозащитную организацию Human rights house Tbilisi, предоставлявшую финансовую и юридическую помощь задержанным участникам акций. Кроме того, действия грузинских властей коснулись организации For Each Other 24/7 и движения Shame. Эти объединения занимались поддержкой протестующих, покрывали штрафы и оказывали юридическую помощь.
Протест не утихает на фоне ужесточения наказаний
Протесты в Грузии продолжаются и на фоне блокировок счетов. Демонстрации начались в ноябре 2024 года после того, как «Грузинская мечта» объявила о приостановке переговоров по вступлению Грузии в Европейский Союз. С усилением репрессий в отношении демонстрантов штрафы и наказания ужесточились.
В декабре 2024-го парламент Грузии принял закон, запрещающий использование масок, фейерверков и лазерных указок на протестах. Нарушителям грозил штраф в размере 2000 лари (около 670 евро). Были увеличены штрафы за порчу зданий и блокировку дорог. К февралю правительство предложило еще более жесткие меры — увеличение тюремных сроков и повышение штрафов за участие в протестах.
Штрафы за «перекрытие проезжей части»
Одной из оштрафованных протестующих стала 34-летняя школьная учительница и региональная активистка из города Рустави Гванца Шишинашвили. Ее уведомили о выписанном штрафе в 5000 лари (около 1670 евро). Ее обвинили в «перекрытии проезжей части». Эта статья была принята парламентом в феврале.
«Проспект Руставели уже был перекрыт гражданами (когда собеседница DW пришла. — Ред.). Полицейские разрешили людям выйти на проезжую часть, чтобы потом другие полицейские выписывали штрафы этим же гражданам, которых фиксируют с помощью китайских камер с распознаванием лиц», — рассказала Гванца Шишинашвили DW.
По статье о перекрытии проезжей части в Грузии стали штрафовать и журналистов. «Полиция ложно обвинила меня в блокировании дороги. 18 марта я пыталась добраться до протестов на автобусе, но он не доехал, потому что дорога была закрыта, и мне пришлось сойти раньше. То есть когда я добралась до протестов и начала вести прямой эфир в Facebook, проспект уже был перекрыт», — сообщила DW журналистка «Голоса Америки» Нино Далакишвили. Она отметила, что по аналогичной статье уже оштрафованы по меньшей мере 16 грузинских журналистов.
Критика со стороны юристов и правозащитников
По данным Ассоциации молодых юристов Грузии (GYLA), с 28 ноября 2024 года по 18 марта 2025 года общая сумма штрафов, наложенных на протестующих за перекрытие дорог, достигла двух миллионов лари (около 670 тысяч евро). Причем размер штрафа был увеличен в 10 раз, с 500 до 5000 лари. Это более чем вдвое превышает средний месячный доход в Грузии. GYLA раскритиковала эти штрафы как грубое нарушение прав на свободу собраний и выражения мнений.
Правозащитные организации и активисты осудили блокировку счетов как политически мотивированную попытку подавить протесты. Так, Amnesty International назвала заморозку счетов грубым нарушением прав человека и нападением на свободу собраний.
Реакция протестующих на блокировку счетов
По словам Гванцы Шишинашвили, после блокировки счетов фондов участники демонстраций сами собирают деньги для оплаты штрафов. У нее, как и у многих протестующих, нет средств, чтобы платить крупные суммы государству. «Профессия учителя в Грузии является одной из самых низкооплачиваемых. Моя зарплата составляет 1500 лари (около 500 евро) в месяц. Чтобы заплатить штраф, мне придется либо собирать средства при поддержке гражданского общества, либо брать кредит в банке. У меня мало надежд, что счета фондов разблокируют», — пояснила активистка.
Большинство оштрафованных предпочитают платить, потому что в противном случае власти могут арестовать имущество или банковские счета, отметила собеседница DW. В данный момент она ждет от МВД ответа на апелляцию и готовится к подаче заявления в суд, потому что не надеется, что жалобу примут. Однако суд почти никогда не отменяет штрафы, выписанные протестующим, утверждает активистка. По словам Гванцы Шишинашвили, МВД отказывает ей в доступе к видеозаписям, на основании которых ее оштрафовали.
«Заморозка счетов благотворительных организаций и инициирование уголовных дел против них — это попытка «Грузинской мечты» посеять страх в обществе и предотвратить протесты на проспекте Руставели. Но, несмотря на это, протесты продолжаются», — подчеркнула Гванца Шишинашвили.
Глава одного из фондов Нанука Жоржолиани 20 марта публично обратилась к грузинской прокуратуре с просьбой разблокировать счета ее организации, чтобы иметь возможность помогать больным детям. Взамен она пообещала больше не спонсировать какую-либо политическую деятельность в Грузии. Однако власти ответили телеведущей отказом.
Нино Далакишвили, как и ее коллеги-журналисты, пытается обжаловать законность выписанных штрафов, но этот процесс еще не завершен. Она уверена, что с помощью многочисленных крупных штрафов власти пытаются заставить людей прекратить ежедневные протесты. «Правительство пытается запугать их и отбить желание участвовать в демонстрациях. Сейчас еще «Грузинская мечта» объявляет о намерении ликвидировать оппозиционные партии и независимые СМИ. Если ситуация не изменится, мы станем свидетелями рождения диктатуры», — считает Нино Далакишвили.