«Транснациональные репрессии»: как Россия пытается запугать немецких аналитиков

В немецких организациях, объявленных в России «нежелательными», комментируют последствия своего нового правового статуса.DGAP. Так по-немецки сокращенно пишется название Германского общества внешней политики. Публичное упоминание этого названия в интернете может означать штраф в 15 тысяч рублей, а в худшем случае — стать поводом для уголовного дела.
Потому что DGAP- это организация, которую Генеральная прокуратура России 20 марта внесла в список «нежелательных». Этот статус означает, что с организацией нельзя не только сотрудничать, но даже упоминать ее название в интернете. Причем не только в России, но и за границей. «Нежелательными» российские власти признают организации которые, по мнению Генпрокуратуры, пытаются извне «дестабилизировать ситуацию в стране».
Свыше двухсот «нежелательных организаций» за десять лет
Таких организаций в списке российских властей — уже больше двухсот. Этот правовой статус фактически означает полный запрет деятельности в России, в том числе и запрет на сотрудничество как с физическими, так и с юридическими лицами.
Эксперт DGAP по российской политике Штефан Майстер (Stefan Meister) говорит, что это решение властей РФ представляет прежде всего угрозу для граждан России, сотрудничающих c Германским обществом внешней политики.
«Люди, с которыми мы работаем, могут могут быть подвергнуты уголовному преследованию внутри России, а это сократит наши возможности сотрудничать с россиянами и тем самым анализировать ситуацию в России», — сказал Майстер в интервью DW. По его словам, организация разрабатывает рекомендации для своих сотрудников и партнеров с целью минимизации юридических рисков.
Сам по себе статус «нежелательной организации» он рассматривает в первую очередь как попытку властей России ограничить возможности западных ученых проводить научные исследования в России.
«Этот статус скорее связан с ситуацией в России, с общей атмосферой в стране, чем с нашей работой», — отмечает он.
Но при всем внешнем символизме такие решения имеют далеко идущие практические последствия для тех, кто когда-либо имел дело с «нежелательной организацией». В частности, наказуемым является любое ее упоминание в интернете — и юристы советуют удалить абсолютно все посты во всех социальных сетях, содержащие ссылки на публикации «нежелательной организации».
Штефан Майстер из DGAP недоумевает. «Я не понимаю, каким образом организация, которая придерживается принципов свободы самовыражения и свободы прессы, принципа свободы политической жизни и терпимости, может стать угрозой для стабильности и безопасности российского государства».
Как статус «нежелательной организации» ограничивает исследовательскую работу
Еще одна «нежелательная организация» со штаб-квартирой в Берлине — это Германское общество по изучению Восточной Европы (DGO). Ее генеральный директор Габриэле Фрайтаг (Dr. Gabriele Freitag) говорит о колоссальном давлении на немецкие НКО и существенных ограничениях, которые наложил на работу организации новый юридический статус.
«Это существенно ограничивает нашу работу. В прошлом году на нас было совершено несколько кибератак с российской стороны», — указывает Габриэле Фрайтаг.
В феврале 2024 года DGO было объявлено «нежелательной организацией», а менее чем через полгода, в июне — «экстремистской». Одновременно с этим хакеры взломали почтовый сервер организации.
Внесение организации в список «экстремистских» существенно усложнило ситуацию, признает Габриэле Фрайтаг в интервью DW. Отдельные ее партнеры начали отказываться от уплаты членских взносов, участия в мероприятиях, публикации научных статей. После внесения в список «экстремистов» некоторые партнеры начали настаивать на использовании псевдонимов в публикациях на сайте.
Немецкие ученые отказываются от поездок на Кавказ и в Центральную Азию
«Мы видим, что наши партнеры стали гораздо осторожнее. Некоторые попросили удалить свои фамилии с нашего сайта», — говорит Фрайтаг. По ее словам, у организации существенно выросли затраты времени на документооборот, связанный с новым статусом.
«Что касается России, то поездки исследователей туда невозможны с февраля 2022 года (начала полномасштабного военного вторжения РФ в Украину. — Ред.). Однако теперь все больше ученых отказываются от поездок в страны Центральной Азии и Южного Кавказа, поскольку опасаются, что их могут выдать России», — поясняет Габриэле Фрайтаг. По ее словам, причиной внесения DGO в списки «нежелательных» могло быть критичное отношение к тенденциям в российской внутренней политике, а также активная поддержка ученых, которым грозит опасность, причем не только в России, но в Беларуси.
Эксперт: Железный занавес защищал Запад от дезинформации
Кампанию по запугиванию немецких политологов и аналитиков Габриэле Фрайтаг сравнивает с эпохой застоя в Советском Союзе. Но есть одно отличие — отсутствие железного занавеса, который раньше защищал западные общества от потока дезинформации. Теперь же, по словам Габриэле Фрайтаг, Россия вполне успешно оказывает влияние на немецкое общество как через лояльные себе СМИ, так и через две пророссийские политические партии — ультраправую «Альтернативу для Германии» и левопопулистский «Союз Сары Вагенкнехт», не прошедший в бундестаг.
Статус «нежелательной организации» Габриэле Фрайтаг оценивает как составную часть кампании «транснациональных репрессий». По ее словам, страны Запада могут и должны противодействовать этому, в первую очередь с помощью разъяснительной работы среди политиков и простых граждан.
«Мы ждем от нового правительства ФРГ осознания проблемы и конкретных мер по поддержке», — говорит Габриэле Фрайтаг. Из-за фактического запрета на исследовательскую работу в России, недоступность архивов, невозможность поездок и контактов с коллегами на местах немецким аналитикам становится все сложнее адекватно оценивать процессы в российском обществе.
Закон о «нежелательных организациях» был подписан президентом РФ Владимиром Путиным 23 мая 2015 года. Первым в список был внесен «Национальный Фонд в защиту демократии» из США. Всего в списке «нежелательных» в общей сложности числятся более 200 организаций, в том числе все крупные немецкие политические фонды, а также всемирно известный «Гринпис» .
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, участие в деятельности «нежелательной организации» наказывается штрафом в размере от пяти до 15 тысяч рублей для граждан и от 50 до 100 тысяч для организаций.