Арест мэра Стамбула Имамоглу: какова стратегия Эрдогана?

Арест основного политического соперника Эрдогана, мэра Стамбула Имамоглу, потряс Турцию. Наблюдатели считают, что власти будут усиливать давление на оппозицию.»То, что мы здесь наблюдаем, — это обоснованный гнев молодого поколения, которое из-за авторитаризма, существующего в стране годами, и постоянной бедности, лишается будущего», — так объясняет продолжающиеся в Турции протесты эксперт по вопросам молодежи Бегюм Узун в разговоре с DW.
Они выходят на улицы, протестуя против нарушения их прав. Для людей в Турции это не является чем-то новым. В прошлые годы было много схожих ситуаций, которые хотя и поразили многих граждан, но не шокировали. Каждый раз, когда терялась частичка правового государства, многие думали, что хуже быть уже не может. Но потом происходило что-то еще более ужасное. Последним таким событием стал арест мэра Стамбула Экрема Имамоглу, успешного политика, кандидата в президенты Турции, у которого были хорошие шансы сменить находящегося у власти более 20 лет Реджепа Эрдогана.
«То, что режим предпринимает против Экрема Имамоглу, переходит все границы, такого еще никогда не было», — считает Бер Эсен, политолог из Университета Сабанджи. Эсен говорит о «беспрецедентной авторитарной эскалации» и добавляет: «Раньше задерживали журналистов и высокообразованных людей, но то, что происходит сегодня — новое измерение».
«Эрдоган понял, что не сможет победить на выборах»
Многие в Турции видят в аресте мэра Стамбула новую ступень эскалации и сознательную провокацию со стороны власти. В обществе бытует мнение, что Эрдоган был вынужден сделать этот шаг, потому что боится, что ему не удастся выиграть выборы демократическим путем. Политолог Эсен разделяет эту точку зрения: «Эрдоган понял, что не сможет победить Имамоглу и решил действовать, пока тот не вступил в предвыборную борьбу».
По оценкам политолога, Турция уже не относится к группе стран, где, несмотря на авторитарный режим, оппозиция может хотя бы теоретически выиграть выборы. Она перешла в категорию автократических государств, таких как Россия и Венесуэла, в которых смена власти практически невозможна.
Экрема Имамоглу многие считают политиком, который доказал, что в Турции, несмотря на все препятствия, можно выиграть выборы демократическим путем. Ему это удалось в 2019 году, когда он смог стать мэром Стамбула, хотя 25 лет там доминировала исламистско-консервативная партия Эрдогана. Незадолго до ареста Имамоглу было понятно, что он намерен участвовать в президентских выборах в 2028 году в качестве кандидата.
Согласно Конституции Турции, Эрдоган в следующих президентских выборах участвовать не может, но многие наблюдатели исходят из того, что он хочет внести поправки в законодательство и вновь выставит свою кандидатуру. Эрдоган хочет удержать власть и соответствующим образом реформирует свой режим, объясняет Эсен. Пока нет никаких свидетельств того, что партия Эрдогана готовит ему преемника.
Эрдоган мстит Имамоглу?
Но осознает ли президент Турции, что его беспрецедентный шаг может мобилизовать миллионы людей?
Мурат Коюнчу (имя изменено по желанию собеседника), бывший советник Имамоглу, в беседе с DW говорит: «Эрдоган очень мстительный человек. Он ко многим питает ненависть. Если кто-то его введет в заблуждение или выставит на посмешище, он рано или поздно вспомнит об этом. Со многими он уже свел счеты, сейчас на очереди Имамоглу».
Партия справедливости и развития(ПСР) 31 марта 2024 года проиграла муниципальные выборы в Анкаре. Победила Народно-республиканская партия (НРП), благодаря влиянию Имамоглу на предвыборную кампанию. Впервые с 1977 года эта партия стала самой мощной политической силой в стране. «Существует так много людей, которые хотят жить при настоящей демократии, Имамоглу воплощает их надежду», — говорит Коюнчу. Это именно то, чего не потерпит Эрдоган.
Сценарии для Турции
Чего же ожидать в будущем? Коюнчу дает мрачный прогноз: «Мы находимся в самом начале. Ситуация будет и дальше усугубляться. Я думаю, что будет вторая и третья волна репрессий. Многие люди будут арестованы. Мы столкнемся с новой волной эмиграции — еще больше образованных людей уедет из Турции».
Так думает не только он. Серен Сельвин Коркмаз, директор Института исследования общественного мнения IstanPol также прогнозирует усиление репрессий в Турции. «Такие режимы или реформируются, или усиливают давление. В ближайшее время давление будет расти. Не останется места для реформ», — считает Кормаз.
В качестве примера он указывает на курдского политика Селахаттина Демирташа, который с 2016 года находится в тюрьме. «Мы имеем дело с режимом, который запрещает или гасит звезды (имеется в виду ведущие политики. — Ред.) Действия, направленные на то, чтобы исключить из активного процесса успешных политических игроков, будут продолжены», — считает Коркмаз.
Несмотря на мрачные сценарии, надежда все же существует. Политолог Эсен верит в то, что перемены в Турции все еще возможны. «Имамоглу стал политическим символом. Сопротивление в обществе растет, потому что молодежь больше не хочет ничего терять. Я думаю, что Турция все же не превратится в Россию или Венесуэлу, хотя и сильно приблизится к ним. Можно ли все изменить? Да, хотя это будет сложно». Эсен полагает, что этот путь будет для Турции трудным и длинным, ситуация еще более ухудшится, прежде чем наступят перемены. «Но все возможно. Правда, все возможно», — выражает он надежду на перемены.