Фактор Гарибашвили: что происходит с бывшим премьером Грузии
После ухода Ираклия Гарибашвили с поста премьер-министра его персона стала активно обрастать загадочными теориями и слухами. Якобы Гарибашвили пытался уйти из правящей партии и даже несколько раз предпринимал попытки покинуть страну. В политических кругах утверждают: чтобы он этого не сделал, поскольку коллеги по партии конфисковали его паспорт и даже применили к нему насилие.
Один из лидеров оппозиционной коалиции «За перемены» Ника Гварамия вновь оживил медиа-персону Ираклия Гарибашвили своим заявлением о том, что у бывшего главы правительства конфискован загранпаспорт, чтобы тот не смог покинуть страну. Он утверждает, что Гарибашвили поддерживает связь с США и даже передает им некоторую информацию. Более того, оппозиционер настаивает, что в отношении экс-премьера применялись насилие и запугивание.
«Избиение – тоже правда, и лишение паспорта – все это правда. Гарибашвили несколько раз пытался бежать из страны. И даже если они покажут его завтра, потому что сегодня мы с вами говорим об этом, то это ничего не значит. Этот человек был избит, ему вывихнули плечо, у него отняли паспорт, и он находится под террором», — заявил Гварамия.
Подкрепляет теорию и то, что бывший премьер-министр последний раз появлялся на публике лишь на первом заседании парламента XI созыва в ноябре 2024 года, а после в медиа-пространстве ходили одни слухи о его планах выйти из состава правящей партии.
Впрочем, плодиться слухи стали еще год назад – после рокировки 1 февраля 2024 года на партийном съезде «Грузинской мечты», когда Ираклий Гарибашвили оставил пост премьера и возглавил партию, а руководитель партии Ираклий Кобахидзе, в свою очередь, был выдвинут на пост главы правительства.
«В команде много успешных лидеров, и необходимо предоставить возможность проявить себя и другим, особенно сейчас, когда мы сталкиваемся с новыми вызовами в связи с запланированными на осень всеобщими выборами, когда нам предстоит избрать новый созыв парламента», — заявил Гарибашвили во время своей речи на созыве.
Многие наблюдатели восприняли эту рокировку как косметическую. Оппозиция с иронией отозвалась, что реальные рычаги как были, так и остались в руках олигарха Бидзины Иванишвили, на тот момент только вернувшегося в очередной раз в политику. В партии «За Грузию» бывшего премьера Георгия Гахария, к примеру, заявляли, что власть в стране принадлежит только и только Иванишвили, а кто будет ее лицом – Кобахидзе или Гарибашвили – не имеет значения.
Ряд политологов и оппозиционеров сегодня не исключают сценария, при котором олигарх передаст управление правящей партией верному соратнику Кобахидзе, а сам параллельно создаст подконтрольную оппозицию под руководством Гарибашвили. Иными словами, бывший премьер мог бы возглавить псевдо-оппозиционный проект, оставаясь под влиянием Иванишвили, что дало бы последнему контроль сразу над двумя лагерями. Еще год назад оппозиционер Паата Манджгаладзе образно описал рокировку как спектакль, целью которого является обман избирателей:
«Это своего рода игра… Эта игра нужна [Бидзине Иванишвили] для выборов, чтобы обмануть народ, как будто новая метла метет лучше, но Ираклий Кобахидзе – старая метла».
Рокировка в кабинетах «Грузинской мечты»: почему спецслужбу доверили Оханашвили
Уход Гарибашвили из политики, травмы, болница
Следующие полгода с именем Ираклия Кобахидзе будут связаны принятия целого ряда антидемократических законов, что сопровождалось резкой риторикой против Запада и международных организаций. Кульминацией стало официальное заявление о приостановке евроинтеграции Грузии, озвученное Кобахидзе.
На фоне последовавших за этим ожесточенных протестов в отставку подали некоторые госслужащие. Среди них были как представители дипломатического корпуса, выражавшие несогласие с антизападным разворотом, так и чиновники среднего звена, не согласные с курсом на политическую изоляцию. Тогда же, в начале декабря, телеканал TV Pirveli распространяет информацию об уходе из политики Ираклия Гарибашвили.
«Председатель партии «Грузинская мечта», по полученной нами информации, собирается заявить, что собирается заняться бизнесом. Лидеры «Мечты» предлагают Гарибашвили формально остаться в команде и просят не делать заявлений на фоне протестов. Неизвестно, какое решение примет Гарибашвили», — сообщал TV Pirveli со ссылкой на собственные источники.
4 декабря сам Ираклий Гарибавшили опроверг информацию: «Я продолжаю работу на позиции председателя «Грузинской мечты», являюсь членом нашей команды и информация другого содержания не соответствует действительности»,
Через несколько дней близкий к Бидзине Иванишвили в прошлом Георгий Бачиашвили, которого в медиа называют некогда «личным банкиром олигарха», заявил, что Гарибашвили «не появлялся в офисе партии уже более двух недель». По версии Бачиашвили, экс-премьер не просто покинул партию, а сделал это на фоне конфликта непосредственно с нынешним премьер-министром Ираклием Кобахидзе. Также Бачиашвили сообщал, что Гарибашвили был уволен с премьерского поста в феврале 2024 года из-за того, что отказался во второй раз инициировать закон об иноагентах.
11 декабря телеканал Mtavari Arkhi сообщил, что Ираклий Гарибашвили попал в больницу в результате внутрипартийного конфликта. Информацию о госпитализации подтвердила и сама правящая партия, однако там указали, что травмы были получены политиком в результате тренировки:
«Очевидно, что это очередная дезинформация и слабая попытка ввести общественность в заблуждение. На самом деле председатель «Грузинской мечты» во время тренировки повредил плечо и ему потребовалась небольшая медицинская помощь».
Позже Гарибашвили появился на публике, назвав слухи о своем избиении клеветой и «отвратительной ложью». Он заверил, что его преданность правящей партии не имеет границ.
«Политическая булимия «Грузинской мечты»: эксперты о трех новых репрессивных законах
Насильственное устранение Гарибашвили
Недавнее заявление Ники Гварамия не просто вернуло имя Ираклия Гарибашвили в повестку, но стало кульминацией версии о его насильственном устранении из публичного пространства. По словам оппозиционера, экс-премьер был избит, подвергнут давлению, его паспорт изъят, и все это – якобы результат внутреннего конфликта в «Грузинской мечте», в которой Гарибашвили стал лишним после отказа следовать радикальному курсу Иванишвили.
Оппозиционный политик Саба Буадзе напрямую указывает: если Иванишвили действительно создаст «оппозицию», то не исключено, что ее возглавит именно Гарибашвили. Это будет продолжением схемы, где власть делегирует сама себе контролируемую альтернативу, а такие фигуры, как Гарибашвили, становятся «оппонентами» – без настоящего конфликта с системой, частью которой они сами и были.
Однако, как подчеркивает Буадзе, сам Гарибашвили был олицетворением режима, его публичным лицом, его рупором. И трудно себе представить, чтобы он внезапно стал критиком курса, в продвижении которого участвовал годами. Более того, оппозиционные лидеры не видят в нем ни мотивации, ни легитимности играть роль альтернативы Иванишвили: «Чему Ираклий Гарибашвили должен противостоять? Коррупции, которую сам же и представлял?».
Оппозиционер Армаз Ахвледиани считает, что Бидзина Иванишвили может готовить очередной трюк, чтобы сохранить власть в своих руках:
«Считаю абсолютно допустимым, что Гарибашвили и другие окажутся в т. н. сателлитных новых оппозиционных объединениях. Если потребуется, Иванишвили тоже может оказаться в оппозиции к «Грузинской мечте». Если ему это понадобится, он пойдет на это. Он говорил мне об этом много лет назад. <…> В чем проблема? Он скажет Гарибашвили, Рижвадзе, Лилуашвили и заставит их создать новую сателлитную оппозицию в любой конфигурации».
Пока же, как утверждает телеканал TV Pirveli, Ираклий Гарибашвили фактически ведет затворнический образ жизни. Кобахидзе якобы сделал все, чтобы дистанцировать его от «Грузинской мечты», поэтому экс-премьер практически не выходит из дома, делает ремонт в своей квартире и занят заменой мебели.