Как повлияют таможенные пошлины США на экономику Казахстана?

Объем торговли Казахстана с США невелик. Официальные лица заверяют, что последствия новых тарифов будут минимальны. Но эксперты предупреждают, что главная угроза для Казахстана — в возможных косвенных эффектах.После введения президентом США Дональдом Трампом пошлин на импорт, Казахстан рискует столкнуться с эффектом домино из-за замедления мировой экономики и падения спроса у ключевых торговых партнеров — Китая и ЕС. Несмотря на то, что США пока приостановили действие тарифов, оставив возможность для переговоров, Казахстан стал единственной страной в Центральной Азии, к которой применили повышенную ставку — 27 процентов. В то время как для остальных стран региона она составляет 10%. Для Казахстана, чья экономика сильно зависит от экспорта нефти, металлов и зерна, последствия могут оказаться серьезнее, чем кажется. Смогут ли власти и бизнес Казахстана адаптироваться к новым экономическим реалиям?
Какими могут быть последствия для Казахстана
Сразу после объявления о введении таможенных пошлин США, вице-премьер Казахстана Серик Жумангарин поспешил заверить, что 80% казахстанского экспорта в США — нефть, уран и ферросплавы — исключены из списка товаров, облагаемых пошлинами, а под реальный удар попадут лишь 4,8% поставок (на сумму около 95 млн долларов). Тем не менее подобный шаг со стороны Вашингтона можно расценить как политический сигнал, отмечает Мурат Кастаев, генеральный директор консалтинговой компании DAMU Capital Management. «У Казахстана наиболее развитые в регионе экономические связи с Россией, Китаем и Европейским Союзом, и более высокие тарифы США могут стать напоминанием о том, что не стоит пренебрегать отношениями с США», — подчеркивает Кастаев.
Торговые войны значительно снизили цены на нефть в мире, что привело к ослаблению казахстанского тенге и увеличению зависимости бюджета от национального фонда. При текущих ценах на нефть и возможном падении ее стоимости до 40 долларов Казахстан рискует исчерпать ресурсы национального фонда к 2030 году. Помимо цен на нефть, серьезным риском для Казахстана является цепная реакция от конфликта США с Китаем и Европейским Союзом. Замедление экономического роста в этих странах приведет к снижению цен на все сырьевые товары. Китай и ЕС являются ключевыми торговыми партнерами Казахстана. За прошлый год товарооборот между Казахстаном и КНР составил 43 миллиарда долларов, между Казахстаном и ЕС — 49 миллиардов долларов, в то время как с США он составляет всего 4 миллиарда долларов.
Эксперт казахстанского института мировой экономики и политики Ерсултан Жансеитов отмечает, что «если промышленный показатель в этих странах будет падать, это непременно отразится и на Казахстане». Например, снижение спроса на металлы и сырье в Китае может привести к уменьшению доходов казахстанских производителей, что, в свою очередь, скажется на налоговых поступлениях в бюджет страны.
«Китай — один из главных импортеров меди и медных катодов из Казахстана. Если торговая война США и КНР продолжится, это приведет к сокращению роста ВВП КНР, что в свою очередь негативно отразится на нашем экспорте», — говорит Жансеитов. Он также предупреждает о возможном давлении со стороны США на другие страны для прекращения торговых отношений с Китаем, что может усложнить ситуацию для Казахстана.
Надежда на диверсификацию и новые рынки сбыта
Компании, попавшие под действие импортных пошлин США, надеются на позитивный исход предстоящих переговоров казахстанской делегации с американскими партнерами. В интервью DW казахстанский бизнесмен Жумабек Жаныкулов предположил, что заменить американский рынок будет непросто: «Трамп, конечно, резок в своих высказываниях, но, тем не менее, он предсказуем. Он говорил о таких мерах и ранее, и сейчас поступает в соответствии с этим». Бизнесмен подчеркнул, что компании, которые работали с Америкой, уже были подготовлены к подобным изменениям. «В условиях тарифных войн основная проблема заключается в переориентации продукции. Например, поднять цену для клиента в США не получится, поскольку на рынке есть множество альтернативных поставщиков», — говорит Жумабек Жаныкулов.
Тем не менее Мурат Кастаев подчеркивает, что «принцип диверсификации никто не отменял», и Казахстану необходимо развивать равные торговые отношения с Европой, Китаем, арабскими государствами и соседними странами. При этом он уточняет, что Россия не входит в этот список. «Торговля с Россией и без того чрезмерно велика, углубление отношений приведет к еще большей зависимости от нее», — добавляет Кастаев.
Ерсултан Жансеитов указывает на риски со стороны Китая, который будет стремиться компенсировать свои убытки, оцениваемые примерно в 200 миллиардов долларов. В поисках новых рынков сбыта КНР может оказать давление на экономику Казахстана, что негативно скажется на местных производителях, которые не смогут конкурировать с китайскими. По его мнению, Казахстану сейчас более реалистично углублять сотрудничество с Европой.
«Ранее интерес ЕС к Центральной Азии носил спорадический характер: были визиты наших руководителей и ответные поездки, но они не имели постоянного характера. Сейчас же мы наблюдаем, что Европа сама находится в ситуации, требующей быстрого переформатирования своей экономики, и ищет новые рынки. Это шанс для Казахстана», — заключил Жансеитов.