Коррупция в Агентстве НАТО по закупкам: что известно

Пять сотрудников Агентства НАТО по закупкам задержаны по подозрению в коррупции при заключении оружейных сделок. ВПК известен слабой системой надзора, что особенно опасно при нынешнем росте военных расходов в ЕС.В течение последних дней появляются все больше подробностей об антикоррупционном расследовании, проводимом в отношении бывших и действующих сотрудников Агентства НАТО по обеспечению и закупкам (NSPA). На данный момент обнародованы сведения о пяти человеках — двух в Бельгии и трех в Нидерландах. О первых задержаниях сообщила вечером в среду, 14 мая, прокуратура Бельгии, заявив, что они связаны с «возможными нарушениями» при заключении контрактов на закупку боеприпасов и беспилотников для альянса.
Задержанные сотрудники NSPA, работавшие в Люксембурге, могли передавать информацию оборонным подрядчикам, отмечается в заявлении бельгийских властей. «Есть основания полагать, что деньги, полученные от этих незаконных действий, были отмыты, в том числе путем создания консалтинговых компаний», — добавили в прокуратуре.
Вскоре после этого власти Нидерландов объявили о задержании еще трех человек, в том числе 58-летнего экс-сотрудника министерства обороны страны, чья предыдущая работа «была связана с международными контрактами на закупки». Прокуратура Люксембурга, со своей стороны, подтвердила, что в Великом герцогстве были изъяты соответствующие документы, уточнив, что расследование также распространилось на Италию, Испанию и США, и координируется агентством Европейского Союза Евроюст.
Генсек НАТО Рютте: «Мы хотим докопаться до сути»
На недавней встрече НАТО в турецкой Анталье генсек альянса Марк Рютте рассказал журналистам, что расследование инициировало само NSPA. «Мы хотим докопаться до истины», — подчеркнул Рютте. Штаб-квартира NSPA, в которой работают более 1500 человек, расположена в Люксембурге, а ее подразделения — в нескольких других европейских странах. Помимо обеспечения логистической поддержки операций и миссий НАТО, NSPA также может вести переговоры по оборонным контрактам от имени стран — членов этого военного блока.
Предполагается, что такие совместные закупки позволят национальным правительствам сэкономить деньги за счет эффективного взаимоучета потребностей. Согласно заявлению НАТО, само NSPA работает по принципу «без убытков и прибыли» и в прошлом году от имени нескольких государств — участников альянса подписало контракт на поставку зенитных ракет Stinger на сумму около 700 миллионов долларов. Бывший генсек НАТО Йенс Столтенберг, передает Reuters, объявил о той сделке в мае 2024 года, не назвав участвовавшие в ней страны.
Для Франчески Гранди, эксперта по вопросам обороны из международной организации Transparency International, проводимое расследование возможной коррупции в NSPA — независимо от его результатов — является «ценным напоминанием» о важности тщательного надзора за тем, как тратятся государственные деньги, выделяемые на оборону. «Это дело в некотором смысле оказалось очень своевременным, потому что напоминает нам о важности прозрачности таких процедур», — указала Гранди.
Скандал разразился в неподходящее время для НАТО
Для альянса время, когда началось нынешнее расследование, несколько неблагоприятно. Глядя на масштабное наращивание Россией военной мощи на фоне ее продолжающейся войны с Украиной, государства НАТО переживают сейчас бум расходов на оборону, который может затянуться на годы. На предстоящем саммите НАТО под давлением президента США Дональда Трампа 32 страны, входящие в альянс, похоже, возьмут на себя обязательства поднять военные расходы не менее чем до 3,5% от своего ВВП.
Это стало бы огромным шагом вперед по сравнению с нынешним целевым показателем в 2%, а также со средним по НАТО в 2,7%. Согласно данным альянса, опубликованным в прошлом месяце, в 2024 году он потратит на оборону 1,3 триллиона долларов.
Тем временем Евросоюз, две трети членов которого входят в НАТО, готовится к крупному наращиванию военных расходов. Еврокомиссия объявила о плане использовать высокий кредитный рейтинг ЕС для заимствования на финансовом рынке 150 миллиардов евро, что в итоге поможет 27 членам ЕС направить на перевооружение их армий 800 миллиардов евро.
Больше денег на закупки оружия — больше проблем для оборонного сектора
Поскольку в ближайшие пять лет в оборонную промышленность будут направлены дополнительные сотни миллиардов, на госучреждения, вероятно, ляжет огромная нагрузка в связи со стремлением устранить риски потенциальной коррупции. Во всем мире оборонно-промышленный сектор особенно подвержен взяточничеству из-за высокого уровня секретности, которой окутаны правительственные контракты, крупных сумм денег, стоящих на кону, и деликатного характера переговоров, поясняет Франческа Гранди из Transparency International.
И Европа тут не является исключением. На национальном уровне и на уровне ЕС многие механизмы поддержания прозрачности, призванные помочь искоренить негативные процессы при госзакупках, часто не применяются в сфере обороны и безопасности. Например, Европарламент не имеет возможности осуществлять стандартный бюджетный надзор за деньгами, направляемыми Украине на нужды обороны через Европейский фонд мира. Между тем через этот фонд, который не входит в бюджет ЕС, Киеву уже было выделено более 10 миллиардов евро.
В целом Transparency International крайне обеспокоена недостатком внимания политиков к вопросам прозрачности и надзора в условиях растущих расходов на оборону, констатирует Франческа Гранди. В то же время наращивают усилия лоббисты ВПК. «Риск отсутствия надзора заключается в том, что в итоге мы получим оборонную архитектуру, которая не обеспечивает безопасность граждан должным образом, страдает от неэффективности, расходует деньги впустую, а также создает поле для злоупотребления властью и незаконного влияния», — подвела итог Ганди.