Новости ГрузииПолитика

Тени Путина и Трампа над Стамбулом

Тени Путина и Трампа над Стамбулом

Киеву нужно сохранить рабочие отношения с Вашингтоном, Кремлю — избежать новых американских санкций. Поэтому Россия и Украина продолжат переговоры. Но это не значит, что они принесут результат, считает Константин Эггерт.Практический итог встречи делегаций Украины и России в Стамбуле всего один — две тысячи военнопленных, по тысяче с каждой из сторон, обретут свободу и вернутся домой.

Что стоит за требованиями Мединского к Украине

Устная договоренность “продолжить контакты” никого ни к чему не обязывает. Это заявление, в сущности, адресовано прежде всего администрации Соединенных Штатов. И Москве, и Киеву важно продемонстрировать добрую волю и гибкость администрации Дональда Трампа. Правда, по разным причинам.

Украинскому руководству очень важно сохранить ровные рабочие отношения с Вашингтоном, чтобы не прерывался поток американской помощи, прежде всего военной. Российской диктатуре важно поддерживать иллюзию готовности взаимодействовать с Украиной и обсуждать некий абстрактный “мир”. В противном случае, опасаются Владимир Путин и его ближний круг, в Белом доме могут решить, что иметь дело к Кремлем бессмысленно и применить против России новые, значительно более болезненные санкции. Тем более, что такой пакет мер уже получил одобрений обеих партий в Конгрессе.

Однако, по сути, заявляемая публично позиция российского режима не изменилась ни на йоту. Владимир Мединский, получивший инструктаж Путина, в самом начале переговоров изложил все тот же список неприемлемых требований к руководству Украины: безоговорочное признание аннексии Крыма и еще четырех областей (часть которых даже не контролируются целиком оккупантами); отказ от идеи репараций и от размещения иностранных войск на украинской территории; официальное провозглашение и законодательное закрепление нейтралитета Украины. В случае отказа, Мединский пригрозил захватом еще двух областей — Сумской и Харьковской. Пожалуй, с 1938-1939 года в Европе не было случая, чтобы одно государство предъявило другому столь унизительные и заведомо неприемлемые требования. “Россия готова сражаться вечно», – якобы заявил кремлевский эмиссар.

И это похоже на правду. Путин любит говорить противникам: “Я же вас предупреждал. Почему вы мне не верили?” Он не делает никаких попыток хотя бы символически приостановить войну. Он, похоже, уверен в том, что рано или поздно победит и добьется заветного — не только отторгнуть часть украинской земли, но и посадить в Киеве, скажем мягко, готовую прислушиваться к желаниям Москвы администрацию.

Путин не видит угроз

Остановить Путина может только угроза стабильности его режима и перспектива потери власти. Сегодня она не просматривается. Желающих завербоваться воевать за 5 миллионов рублей пока достаточно. Серьезные потери, коррупция, полное бесправие личного состава и его бессилие против самодурства, а порой и самых настоящих преступлений командиров до сегодняшнего дня не очень сильно повлияли (если повлияли вообще) на желание мужчин, причем не только из российской глубинки, воевать.

Ничего подобного протестам солдатских матерей эпохи чеченских войн не наблюдается. Относительно редкие для 140–миллионной страны индивидуальные акты сопротивления быстро и жестоко пресекаются политической полицией. Столицы и города-миллионники живут фестивалями, ярмарками, концертами, покупают новые айфоны с гарантией в магазинах, всего лишь снявших логотип Apple. Они обсуждают перспективные нефтегазовые сделки с Китаем и Индией в московском «Кафе Пушкинъ» за ухой из стерляди, судака и лосося с расстегаями и имбирной водкой, многолетним фирменным блюдом заведения. Поставленная на военные рельсы российская экономика, в том числе, и частный сектор, работает в три смены. Ее проблемы – нехватка специалистов, тщательно скрываемая инфляция, перекосы в банковском секторе — до поры до времени под контролем. Так зачем же Путину отступать от первоначальных намерений поработить Украину?

Вдобавок он пока что успешно играет на разногласиях между Европой и Соединенными Штатами. Он глубоко убежден, что европейцы без американцев не смогут нанести ему более существенный ущерб, чем тот, который уже нанесен. В том числе, и поэтому он не хочет делать резкие шаги и настраивать против себя Трампа. Ради этого российский диктатор готов отправлять хоть Мединского, хоть любого другого чиновника куда угодно для имитации переговоров. Путин считает, что время на его стороне и ни на шаг не отступит от требования фактической капитуляции Украины. Переговоры в Стамбуле подтвердили это лишний раз.

Автор: Константин Эггерт — российский журналист, автор еженедельной колонки на DW и интервью-проекта DW «вТРЕНДde». Константин Эггерт — в Facebook, в Telegram.

Комментарий выражает личное мнение автора. Оно может не совпадать с мнением русской редакции и Deutsche Welle в целом.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.