Почему ужесточается наказание за мелкое хулиганство и неповиновение полиции
Парламентское большинство «Грузинской мечты» планирует ужесточить санкции за мелкое хулиганство и неподчинение требованиям полиции.
Возможные изменения в активистских кругах считают, что ужесточение санкций против демонстраций направлено на подавление протеста.
По мнению правозащитных организаций, этот шаг, наряду с ограничением свободы выражения мнения, приведет к цензуре в обществе.
Однако некоторые организации еще раз указывают на необходимость реальной реформы Кодекса об административных правонарушениях и заявляют, что даже существующая форма Кодекса уже используется для ограничения права на выражение мнения.
Что происходит?
26 апреля в парламент Грузии был внесен законопроект, ужесточающий административную ответственность за мелкое хулиганство, неповиновение или оскорбление в адрес сотрудника полиции.
Автором проекта поправок в Кодекс об административных правонарушениях является депутат от большинства Анри Оханашвили, а инициаторами его товарищи по команде и еще 7 депутатов.
Депутат Анри Оханашвили. Фото: Netgazeti / Натия Цкипуришвили
Статья 166 Уголовного кодекса предусматривает мелкое хулиганство, а статья 173 — неповиновение и оскорбление сотрудника правоохранительных органов.
В настоящее время нарушение статьи 166 наказывается штрафом от 500 до 1000 лари или, если применение этой меры будет признано недостаточным, до 15 суток административного ареста;
Нарушение статьи 173 наказывается штрафом от 1000 до 4000 лари или административным арестом на срок до 15 суток.
Законопроект ужесточает эти санкции следующим образом:
Штраф за нарушение статьи 166 увеличен на 1000 лари — размер штрафа установлен с 1500 до 2000 лари;
Максимальный срок содержания под стражей по-прежнему будет составлять 15 дней, однако, если раньше минимальный срок лишения свободы не был предусмотрен, то теперь этот срок составит не менее 7 дней;
Статья 173 сформулирована в совершенно новой редакции и предусматривает, что неповиновение законному требованию сотрудника правоохранительных органов в первый раз наказывается штрафом от 2 000 до 3 000 лари или лишением свободы на срок до 15 суток;
Повторные правонарушения будут наказываться штрафом от 3500 до 4500 лари, а также административным задержанием на срок от 10 до 15 суток;
Нижний предел по этой статье также повышен (с 1000 до 2000) при первом задержании, при втором задержании сроки административного задержания будут составлять от 1 до 10 суток.
Одна из неправительственных организаций, «Индекс демократии — Грузия», 26 апреля выступила с заявлением, в котором призвала парламент не принимать изменения, обосновывая свой призыв следующим образом:
«На фоне нынешнего политического процесса и объявленных в будущем протестах ужесточение санкций за мелкое хулиганство и неповиновение законному требованию представителя правоохранительных органов будет способствовать установлению цензуры в стране».
Согласно «Индексу демократии», перед лицом многочисленных случаев необоснованного использования полицией мер против протестующих «страх граждан перед суровыми санкциями существенно увеличивает их мотивацию воздерживаться от протестов или даже протестов в рамках Конституции».
Что говорят политические активисты
Тамар Какабадзе приняла участие в акции протеста против депутата Эрекле Кухианидзе в тбилисском Сакребуло в декабре 2019 года. Кухианидзе оскорбил Важу Гаприндашвили и его семью, задержанных накануне в Цхинвали, в Facebook [затем он извинился], после чего последовала демонстрация. Какабадзе вспоминает эпизод задержания следующим образом:
«Я вела трансляцию он-лайн в тот день, я не выступала на митинге. В один момент мне стало плохо, я села на землю. Потом я услышала голос начальника полиции, арестуйте ее, и меня арестовали. Ни один из задержавших меня полицейских не сказал, что я сопротивлялась, запись не имела отношения к делу, записи с моим неподобающим поведением не было, но судья просто решил подтвердить позицию МВД и оштрафовал меня на 1000 лари», — сказала она.
«Это две шаблонные статьи, если посмотреть протоколы задержания, все пишут одно и то же»…
В тот же день вместе с Какабадзе арестовали активистку Шушану Мацаберидзе. Их обвинили в нарушении статей 166 и 173.
Активисты Тамар Какабадзе и Шушана Мацаберидзе. Фото: Facebook
Тамар Какабадзе, которая в настоящее время является активисткой движения «Дроа» Елены Хоштария, вспоминает еще один такой случай:
Нодар Рухадзе, активист движения «Позор», был задержан полицией 23 февраля 2021 года во время митинга перед зданием парламента. Как видно на кадрах, снятых движением «Позор», Рухадзе в одиночестве стоял у ворот парламента и скандировал:
«Позорные рабы, Гарибашвили, вы не заслуживаете того, чтобы стоять здесь сейчас и отдавать дань памяти людям, которые пожертвовали собой ради территориальной целостности и суверенитета Грузии».
Вскоре к нему подошел один из высокопоставленных сотрудников тбилисской полиции и позвал перейти дорогу. Рухадзе сообщил полиции, что сделает это, когда откроются ворота парламента. В этот момент его сначала вывели с тротуара на проезжую часть, затем посадили в полицейскую машину и арестовали. В тот же день суд оштрафовал Рухадзе на 2000 лари. Ему также было предъявлено обвинение в нарушении статьи 173 УК Грузии.
В беседе с Netgazeti политический активист Гиорги Мумладзе, который уже несколько месяцев протестует против результатов выборов в палатках, установленных перед парламентом, также критикует планируемые изменения в парламенте:
«Это прямо направлено на то, чтобы минимизировать протест и посеять страх среди активистов, насколько это возможно. Вместо того, чтобы уменьшить санкции по этим статьям. Ужесточение этих мер — это шаг назад», — сказал он. С января 2021 года Мумладзе был арестован как минимум пять раз.
Гиорги Мумладзе
Обоснование для принятия поправок
В пояснительной карточке, которая прилагается к законопроекту, мы читаем, чем ее автор Анри Оханашвили объясняет необходимость внесения изменений:
«Из статистики видно, что нынешний размер наказания за совершение административных правонарушений по статьям 166 и 173 Уголовного кодекса не обеспечивает профилактику этих правонарушений».
Депутат приводит статистику 2018-2019 года:
Количество нарушений по статье 166 составило 4452 в 2018 году, 5175 в 2019 году и 3452 в 2020 году;
Количество нарушений по статье 173 в 2018 году составило 4761, в 2019 году — 5801, в 2020 году — 4201.