Профессор Оксфордского университета о важности сохранения археологической зоны Пичвнари
Майкл Викерс является почетным профессором археологии Оксфордского университета. Благодаря полученному от университета финансированию размером в 100 000 долларов он провел археологического исследование в поселке Пичвнари в Кобулети (Аджария), а также дал возможность студентам Оксфордского университета поработать на раскопках на территории городища античного периода.
Грузино-британские археологические исследования начались в 1998 году и длились 13 лет. Майкл Викерс все еще находится в Грузии, он рассказал изданию «Батумелеби» о важности полноценного изучения древнего городища в Пичвнари. Большая часть территории древнего города отчуждена государством, компания Green Resort Ltd. планирует построить здесь гостиничный комплекс.
Господин Викерс, мы знаем, что вы лично исследовали район Пичвнари, почему вы решили заняться его изучением?
Это место находится под наблюдением археологов с семидесятых годов. Раскопки здесь проводились в 1988-89 годах, а может, и раньше. Из-за сложной обстановки в 90-е годы у археологов, работавших здесь возникли проблемы, продолжать деятельность стало невозможно. В то время приоритетом для Аслана Абашидзе была археологическая зона в Гонио, Амирану Кахидзе [археолога] был очень расстроен, из-за того Пичвнари оказался забыт и заброшен.
Когда я приехал и встретил Амирана, он поделился своими тревогами и попросил меня о помощи. Сначала я думал, что будет очень сложно найти деньги. В то время в этом районе не было ни электричества, ни воды, так что так получилось, что Оксфорд согласился с этой идеей, и мы довольно легко получили деньги на экспедицию. Было много студентов из Оксфорда, из разных западных стран, которые приехали сюда работать.
В течение 13 лет здесь работали вместе грузинская сторона и иностранные студенты, сложились очень приятные отношения, словно отражение тех древних времен, когда здесь сосуществовали колхи и древние греки. Было потрачено около 100 000 долларов, что также внесло некоторый вклад в местную экономику.
Тут находятся два могильника, один греческий, то есть здесь похоронены люди, которые прибыли сюда. Они были похоронены недалеко от колхов. В правилах захоронения, между ними есть различия которые позволяют нам точно сказать, где был колхидский могильник, а где греческий.
Судя по всему, греки были очень хорошо приняты [местным населением]. Так было и с нашей экспедицией, иностранные студенты и другие специалисты были очень любезно приняты местными жителями, и у нас сложились очень приятные взаимоотношения.
Результатом 13 летней работы стали публикации на двух языках, грузинском и английском, это семь томов, которые сделали Пичвнари очень популярным. Их можно обнаружить в библиотеках зарубежных университетов, они также хранятся в Батумском археологическом музее.
Расскажите о значении захоронений для истории нашей страны, так и в мировом масштабе.
Важность Пачвнари, заключается в том, что здесь наилучшим образом просматриваются греко-колхидские отношения. Колхида была древней цивилизацией, с царством, своей культурой, одним из прекрасных примеров этого является археология Вани, которая, возможно, нашла большее отражение в предметах роскоши, но в Пичвнари у нас есть возможность наблюдать повседневную жизнь, обычные отношения людей. Важность Пичвнари состоит в том, чтобы сохранить его для следующего поколения, дать им возможность углубить знания, извлечь больше информации более совершенными научными или техническими средствами. Если бы такая большая территория попала в руки девелоперов и была бы потеряна, это стало бы большим разочарованием и большой потерей для истории Грузии.
Что можно сделать для его спасения, когда значительная часть территории отчуждена и к тому же лишена статуса памятника, кто и что должен сделать, чтобы ее спасти?
Есть несколько путей, я выделю два из них. Во-первых, девелоперы должны несут ответственность за финансирование археологических раскопок на таких важных участках, прежде чем можно будет начать серьезное строительство. Это более реалистичный путь, который определенно требует согласования.
Второй — найти учреждения, которые будут вкладывать деньги в археологические раскопки, но теперь найти нового партнера может быть сложнее. В этом случае следует придерживаться более законодательной линии, должны быть определены границы города, в той части территорий, где мы видим перспективу продолжения археологических работ, они, несомненно, должны быть защищены.
Это действительно драгоценное место, такого места нет во всем Кавказе, да и нигде больше. Это единственное место, где мы видим, как прибывали сюда греки, торговали, жили и умирали. Это совершенно уникальное место. Так что надо постараться сделать исторический музей, где можно будет выставлять материалы. Девелоперы должны иметь возможность работать, но в тех в рамках, которые будут установлены законом. Ученым же должно быть позволено и дальше проводить исследования.
Пичвнарский греческий некрополь. V век до нашей эры. Краснофигурный кратер в форме колокола с изображениями Зевса и крылатого ириса. [Фото: Батумский археологический музей]