Тамар Кикалишвили: «Мы проиграли этот бой. Пожалуйста, не повторяйте нашу ошибку. Вакцинируйтесь»
Отец Тамар Кикалишвили боролся с ковидом семь недель. Один месяц находился на искусственной вентиляции легких. 4 августа Вахтанг Кикалишвили скончался. Он был одним из 38-ми человек, чьи смерти врачи зарегистрированы в тот день, как «смерть ковидинфицированных».
По словам его дочери, на тот момент родители, как и другие члены семьи не были вакцинированы. В беседе с Netgazeti она рассказала о тяжелом периоде борьбы отца с вирусом. Тамар также призвала тех, кто воздерживаются от вакцинации, сделать прививку и спасти жизнь родным и близким людям.
Рассказ Тамар Кикалишвили из серии «Из первых уст», публикуемой изданием Netgazeti.
«Я была уверена, что вирус обойдет меня стороной»
В начале 2020 года, когда я впервые услышала о Covid-19, я подумала, что это обычный вирус, такой же как «свиной грипп» или «куриный грипп». Я считала панику необоснованной и была уверенна, что в моей жизни ничего не изменится.
Потом по телевизору я увидела передачу об Италии, в ней показывали клиники переполненные пациентами заболевшими ковидом и много умерших. А еще мэра, одного из итальянских городов, который в отчаянии бегал по улицам и призывал людей оставаться в изоляции. Вот тогда я почувствовала настоящий страх.
К сожалению, этот страх постепенно уменьшился, так как вокруг меня никто не был заражен, и даже те, знакомые которые заразились, все легко перенесли болезнь. Я по глупости подумала, что этот вирус либо не затронет моих близких, либо они легко его перенесут. Я была уверена, что вирус обойдет меня стороной. Я ошибалась.
Как заразился отец
Мой отец заразился, потому что он, как и окружающие его люди, не очень строго соблюдали установленные правила. Думаю, причина по которой мы нарушаем правила объясняется тем, что мы не осознаем реальной опасности того, что одно нарушение может полностью изменить нашу или чужую жизнь.
История заражения моего отца интересна и заслуживает внимания, потому что она показывает, к чему может привести одно неправильное действие, например, пребывание в помещении без защитной маски.
Представьте себе, что одна ошибка подобна небольшому камню, который может вызвать лавину. Для нашей семьи трагедия началась с того, что у одного человека поднялась температура и появился кашель, быстрый тест дал отрицательный результат и этот человек вышел на работу. В помещении он не носил маску и заразил шесть сотрудников.
У некоторых из этих шести человек симптомы проявились позже, но никто не изолировался, как должен был бы поступить человек, который контактировал с зараженным и таким образом заразил других. У некоторых вскоре появились легкие симптомы, им показалась, что это банальная простуда. Они не были изолированы и заразили других.
Насколько нам известно, один человек инфицированный вирусом заразил шестерых, а затем эти шесть человек заразили 16 человек. Среди этих 16 человек был мой отец: Вахтанг Кикалишвили, 65-ти лет, человек, полный жизни, без хронических заболеваний.
В результате одного халатного поступка заразились 22 человека, три из них погибли. Одним из этих троих был мой отец. Это число, о котором мы знаем, возможно их было больше.
Этот случай является ярким примером того, что, когда мы нарушаем одно, казалось бы, незначительное правило, наша безответственность может привести к смерти трех человек и мы сами можем оказаться в их числе.
Что я думаю о вакцине
Как и многие люди, я сначала скептически относилась к вакцинации в целом. Затем я ждала вакцину некитайского производства и таким образом потеряла время, которое уже не вернуть. Сегодня я думаю, что тогда я должна была всех своих близких вакцинировать той вакциной, которая была доступна на тот момент.
Как только папе стало хуже мы всей семьей сделали прививки. Сейчас мы чувствуем себя относительно спокойнее и я верю, что если даже мы заразимся, то не умрем.
Если вы еще не были вакцинированы или не вакцинированы ваши матери, отцы, бабушки, дедушки или кто-либо из ваших близких, не обманывайтесь и не думайте, что эта война вас не коснется. Однажды, как и мой отец, вы или ваш любимый человек можете оказаться на передовой (в реанимации).
Возможна в один из дней утром ты отправишь своему отцу текстовое сообщение со словами: «Напиши нам, когда проснешься», а затем будешь ждать ответа несколько дней, недель или вечность. Раньше я еще надеялась, но теперь знаю что он никогда не увидит это сообщение и никогда не сможет на него ответить.
Для меня самое болезненное то, что до смерти отца я не могла понять, насколько он необыкновенный человек. Я думала, что все отцы такие, но теперь я понимаю что это не так. Я глубоко сожалею, что пока он был жив, я не ценила его юмор, интеллект, доброту, преданность и правдивость в которых не было ни грамма фальши.
Когда рядом с нами близкие, мы не осознаем самого главного. Как бы хотела повернуть время вспять и сказать ему все, что я не успела сказать.
Как умер мой отец
Перед тем, как его интубировали [перевели на искусственное дыхание], он все время с нами переписывался и писал нам, через какой ад ему приходиться проходить. Он писал нам, что никогда раньше не чувствовал такой боли и страданий. Прикованный к аппарату он все же старался нас успокоить и боролся до конца.
В одном из своих последних сообщений написал мне: «Знай, что если со мной что-то случится, не думай, что я сдался, я буду бороться до конца». Он боролся почти 2 месяца.
Один месяц он был на «аппарате». Этот месяц превратился для нас в 30 мучительных дней и 720 болезненных часов, когда надежда и отчаяние сменяли друг друга. Мы все вместе боролись: отец, мы, врачи, медсестры, санитары.
В течение двух недель после подключения к аппарату он преодолел все преграды, его должны были экструдировать (отключить от аппарата ИВЛ), но сознание не вернулось, поэтому он снова остался на аппарате. Врачи боролись еще две недели. У нас была надежда до последней минуты, но его сердце остановилось. Все было кончено.
После того, как состояние моего отца ухудшилось, я много думала и представляла разные сценарии развития событий, может если бы я поступила бы так, то этого не случилось бы, может я опоздала, может я сделала недостаточно, может в чем то ошиблась. Может быть, если бы мы выбрали правильное решение с сегодняшней точки зрения, события развивались бы так же, результат был бы таким же … Наверное, самое главное во всех наших поступках всегда быть честными перед самим собой, своей совестью. Именно поэтому мы всегда о чем то сожалеем.
Что я могу сказать тем, кто не хочет прививаться
Пока мой отец еще мог с нами общаться, он все время повторял: «Скажи всем пусть вакцинируются». Мы проиграли этот бой. Пожалуйста, не повторяйте нашу ошибку. Если вы не вакцинированы, сделайте вакцинацию и вакцинируйте своих близких.
Я не знаю, что будет через 20 или даже 100 лет после вакцинации, но я знаю, через какие страдания мы прошли за последние два месяца. Я рассказываю о своем опыте, и я думаю, что вакцина предотвратила бы эту жуткую смерть моего отца.
4 августа погибли 38 человек. Никто из них не был вакцинирован. Это не просто числа, это 38 человек умерших в жутких страданиях и боль сотен сердец.
Тамар Кикалишвили