Изменения к законодательству о строительстве или «возвращение порочной практики»
На заседании 20 декабря правительство Грузии утвердило пакет изменений к «Кодексу Грузии о планировки зон, архитектурной и строительной деятельности».
По заявлению министра инфраструктуры, по изменениям появится точная дефиниция «крупного инвестиционного проекта», а процесс получения разрешения на строительство зданий II класса упростится.
Правительство уверяет, что благодаря изменениям страна получит больше инвестиций и лучшие стандарты планировки. Критики считают, что изменения дадут инвесторам непропорциональные полномочия.
Для получения разрешения на строительство зданий II класса нужно будет представить меньше документов и исследований.
Правительство планирует изменения и по вопросу присвоения конкретным территориям статуса особого регулирования. Если по нынешней редакции закона такой статус получает только поселение, то по изменениям статус сможет получить близлежащая с поселением территория или же объекты экологического, туристического, культурного и спортивного характера.
«Этими изменениями мы поспособствуем процессу осуществления инвестиций, появлению новых зон и развитию этих зон в соответствии со стандартами планировки и тем самым избежим хаотичного строительства», — обещает министр инфраструктуры Иракли Карселадзе.
Возвращение порочной практики?
В отличие от министра юрист Transparency International — Georgia (TI), Анано Цинцабадзе не настроена оптимистично. Она считает изменения проблематичными.
По её словам, изменение возвращает в жизнь «порочную практику», которую искоренили в 2018 году, после утверждения Кодекса зонной планировки.
Юрист объясняет, что по изменениям не инвестор будет подстраивать под нужды города, а наоборот.
«На протяжении многих лет, до принятия Кодекса зонной планировки, детальные планы строительства готовил инвестор, то есть строитель, в том числе План регулирования строительства. Это документ, обеспечивающий строительство инфраструктуры вокруг строящегося объекта.
Проблема заключалась в том, что инвестор подстраивал план под свои интересы… Сегодняшние изменения возвращает эту порочную практику», — объясняет юрист.
Еще одной проблемой Цинцабадзе считает предлагаемое разрешение осуществлять проект на незастроенных территориях:
«В Кодекс вложен принцип, по которому мэрия, принимая решения о выдаче разрешения, должна обратить внимание на территорию строительства — была ли она исторически застроенной.
Принятый два года назад закон пытался сохранить незастроенные территорий, дабы не случилось максимальное освоение экологических и зонных ресурсов».
Предложенные изменения, считает она, «возвращают порочную практику того, что строительство на незастроенной территории не является проблемой».
Юрист также не согласна с отменой необходимости предъявления ряда исследований для строительства зданий II класса:
«У мэрии нет сотрудников соответствующей компетенции для проверки этих исследований, а сейчас даже не нужно будет предъявлять какие-либо исследования».
Еще одной проблемой Цинцабадзе называет присвоение статуса особого регулирования не только самим поселениям, но и близлежащим территориям:
«Например, Бидзина Иванишвили купил Panorama Tbilisi. Инвестору дают право определять путь развития не только на своей, но и на близлежащей территории.
Скажет, что между нашей и [близлежащей] территории не нужна дорога. Она ведь может быть нужна, для быстрого проезда скорой помощи, для наличия парковочных мест машин жителей других районов и так далее. Это будет контролировать уже не город, а частное лицо».
Что касается расширения числа объектов, которым могут предоставить статус особого регулирования, юрист считает, что этот пункт внесли для того, чтобы «критики не подняли шум».
«На самом же формулировка настолько обширная, что позволит инвесторам построить любой здание.
Сам инвестор определит, туристическое, спортивное или какое у него планирование, а мэрия на все согласится».
Ожидается что изменения будут рассмотрены в ближайшее время.