Какабадзе: Правительство, уличенное в коллаборационизме, не должно представлять Грузию на международной арене
Ираклий Какабадзе был одним из тех писателей, которые в открытом письме потребовали отставки премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в связи с позицией властей страны в отношении Украины.
В последние дни Гарибашвили неоднократно критиковали за его заявления о том, что Грузия не присоединится к санкциям против России и что санкции в целом не работают. Власти Грузии также отказали Киеву в возможности доставить грузинских добровольцев в Украину.
После чего Зеленский отозвал посла из Грузии для консультаций.
Ираклий Какабадзе рассказал Netgazeti, почему он считает заявления представителей «Грузинской мечты» по вопросу Украины неприемлемыми и почему, по его мнению, этой партии нет места в правительстве.
После начала войны мы услышали ряд заявлений властей Грузии по Украине. Как Вы, гражданин Грузии, следящий за этими процессами, чувствуете себя в эти дни?
Мы часто слышим одно и тоже от наших сограждан, что им стыдно. Это чувство стыда не только по отношению к украинскому народу…но и перед всем цивилизованным миром, того мира, который знал нас как борцов за свободу. На протяжении всей истории, я не помню таких фактов, чтобы мы не предавали своих друзей.
Но помимо этого чувства стыда, я могу сказать, что я в отчаянии. Я не представляю,что еще [правительство] может сделать после всего этого и до какого дна они могут довести имидж и достоинство государства. Я в отчаянии, потому что, несмотря на столько протестов, криков, заявлений, петиций, эти люди, свободно и прекрасно продолжают свою работу. Если раньше они делали это тайком и так, что население и избиратели, не могли этого понять, то теперь этого и не скрывают.
Я не могу сравнивать нашу страну с Беларусью, потому что там была другая ситуация, другая реальность. Мы страна, которая пострадала от войны, мы начиная с 1990-х годов, воюем с империей за землями и достоинство почти каждый день. Из-за наших беженцев и граждан, живущих на оккупированных территориях, сегодня вырисовывается картина безысходности, из-за того, что наше правительство унижает наше государство и нашу конституцию и вообще все.
Как вы думаете, на фоне широкой международной поддержки Украине, как выглядит Грузия?
Я называю этих людей, которые сейчас у власти, коллаборационистами. Это слово оправдывает и соответствует тому, что они делают. До того как началась эта война, еще до того, как этот маньяк [Путин] начал такую масштабную войну в Украине, после 2012 года нигде не было слышно об оккупированной Абхазии, ни об оккупированном Цхинвальском регионе. Везде упоминалась Украина, а о Грузии не было слышно. Это был полный крах нашей дипломатии, но, видимо, целенаправленный.
Я считаю, что государственные границы нарушаются во всех смыслах. Не только из-за оккупированных территорий, но и из-за их политики. Идея страны, идея существования Грузии уничтожаются тем, что делается в последние дни. То, что в Гори и Тбилиси не падают бомбы, не означает, что эта война не твоя. Эта война как раз наша война вместе с украинцами. Этого, к сожалению, не осознала большая часть населения то, что эта наша война, которую вместо нас сейчас ведет Украина.
Правительство Грузии обосновывает свою позицию по-разному. Гарибашвили заявил, что если Грузия присоединится к санкциям против России, это снова ударит по гражданам Грузии, проживающим в РФ и отправляющим деньги семьям. Он также упомянул российский рынок и туризм. С другой стороны, мы слышали, что допустить отправку грузинских добровольцев в Украину равносильно прямому участию в военном конфликте. Вас, как гражданина, устраивают эти доводы?
Это пропаганда, основанная на лжи, вытекающей из их новостного поля. Если был такой страх, если было такое отношение к собственным гражданам, то какой фальшью и блефом была заявка на членство в ЕС? Не раздражают ли они этим Россию? Если учесть, из-за чего сейчас воюет Российская империя против Украины, то что могло еще больше разозлить Путина?
Дело в том, что они сами имеют тесные контакты с российским капиталом. В конце концов, этот человек [Иванишвили] — разбогатевший в России олигарх. Я уверен, что эти санкции, как бы то ни было, коснутся и их. Я не воспринимаю это правительство без Иванишвили, потому что не верю, что он ушел из политики. Я хочу сказать, что и его очень сильно коснутся эти санкции так как у него много капитала в России, в банках, в корпорациях, хотя Иванишвили говорит, что больше не владеет бизнесом в России.
Так что, как будто была большая забота о наших согражданах в годы, предшествовавшие этой войне. Напомните мне что-нибудь, что было сделано для процветания нашей страны, заводы, которые нам обещали… или мы не видим уровень социальных трудностей в Грузии и после этого говорят, что отказываясь от поддержки этих санкции они этим самым заботятся о своих гражданах. Этой политикой они поддерживают только одного человека, который сегодня является злейшим врагом цивилизации и это Путин.
В Тбилиси прошли многочисленные акции в поддержку Украины. Как вы думаете, этого достаточно, чтобы перекрыть позицию грузинского государства? Что люди могут сделать?
Это мое субъективное мнение, и я не знаю, многие ли со мной согласятся, хотя уехало много добровольцев, были многолюдные митинги, собиралась гуманитарная помощь. Но на мой взгляд, самая большая солидарность сейчас по отношению к Украине и нашей стране, это потребовать наше правительство уйти.
Невозможно им, как правительству, уличенному в коллаборационизме, представлять нашу страну на международной арене, в такое время, в такой исторический момент, когда нужно его использовать. Момент которого не было раньше и может не будет в будущем. Нельзя этим людям представлять нашу страну, наши исторические интересы и решать наше будущее.
Остается фактом, то что в очень сложный период мы видели антигосударственные действия, заявления равносильные предательству, которые продолжаются по сей день. Так что самая большая головная боль для нас сейчас — как избавиться от политики гнета Российской Империи и от правительства нашей страны. Это мое радикальное, субъективное мнение.
Вы также подписали письмо с просьбой об отставке Ираклия Гарибашвили. Вы были среди авторов идеи?
Да. Мы были в таком отчаянии, что не знали, что делать. Нам казалось, что наш народ с надеждой смотрит на нас писателей, так как в последнее время мы показали свое единение, народ увидел грузинских писателей объединённых в один кулак.
Этот поступок может не приведет к результату, но это и вопрос достоинства. Это желание показать другим сферам, другим сообществам, другим группам, в чем наши главные проблемы заключаются, на чем сосредоточиться. Потом был спор о том, что мы предлагаем людям. Некоторые предлагали ряд способов, которыми мы можем сформировать правительство национального согласия и назначить досрочные парламентские выборы, но самое главное, это высказать нашу злость, сказать, что мы все ясно видим кто они и куда толкают нашу страну.
Поэтому нашей главной целью было донести, что они должны уйти из этой страны, страны с ее очень большой идеей и целями, которым вы мешаете. Вот почему эта петиция была такой короткой. Мы кратко и конкретно сказали, что премьер-министр должен был уйти в отставку из-за этих антигосударственных заявлений и действий. Посмотрим, как все обернется. Мы также почувствовали большую поддержку со стороны населения.
Считаете ли вы, что после окончания войны грузино-украинские отношения останутся такими же, как прежде?
Очень сложно сказать, что будет завтра. Об этом говорить трудно принимая во внимание, столько детей и людей погибло, но Украина – победительница. Она уже победила морально. Вы можете видеть, что ее поддерживают почти во всех странах мира. Мир даже не разделен надвое, этот символ зла Россия стоит одна и противостоит всему цивилизованному миру.
Когда война закончится завтра или послезавтра, я не знаю, что сможет сказать наше правительство, как объяснит этот позор, который они совершили во время войны: по сути, предательство как своего народа, так и своих друзей.
Единственная надежда на наши два народа. Украинцы действительно влюблены в Грузию и грузинский народ. Я много раз был в Киеве, на литературных фестивалях, знаю многих писателей, с которыми мы до сих пор поддерживаю отношения, и знаю, в каком они положении. Многие из них сражаются на поле боя.
Я все еще надеюсь, что эта большая любовь осветит путь в будущее. По другому невозможно представить. Как бы ни было у нас есть очень большая цель и идея. У нас есть один сильный общий враг и перед лицом этого врага мы не покажем неопределенности и разделения: напротив, я уверен, что наш народ сможет максимально очиститься от этого позора, и это, вероятно, увидит украинский народ.
Многолетняя дружба и все что они сделали для нашей страны в Абхазии или в 2008 году не забыто.